РИГА, 28 июн — Sputnik. Энергетическая политика Европы все чаще оказывается связана с регионом Балтийского моря, пишет Euractiv.
У каждой из девяти стран на берегах Балтики есть свои большие энергетические планы. Проект газопровода "Северный поток-2" доминировал в энергетической повестке региона с момента его замысла, но Балтийское море может предложить больше, чем газопроводы.
Ветер с моря
Балтика может стать источником "чистой" энергии для всех девяти стран: море сравнительно мелкое, ао сравнению с более крупным и бурным Северным морем, погода в Балтийском море более стабильна, скорость ветра оптимальна, а ветрогенераторы можно строить близко к берегу, что позволит сэкономить на их строительстве и обслуживании.
По данным ассоциации WindEurope, к 2030 году в Балтийском море могут быть установлены ветрогенераторы общей мощностью от 9 ГВт до 14 ГВт, после чего оно окажется сравнимо с Северным морем по производству энергии.
Впрочем, не все страны региона к этому готовы: в то время как Дания, Финляндия, Германия, Польша и Швеция уже инвестируют в прибрежные ветровые электростанции, страны Балтии осторожничают.
Финляндия открыла свой первый ветропарк в сентябре 2017 года. В апреле этого года Германия открыла самый большой ветропарк на Балтике, 60 турбин которого уже производят 385 мгВт. В следующем году Эстония будет получать 1700 мгВт из энергии ветра, но в Латвии и Литве нет ни ветропарков на Балтике, ни политической воли их строить.
Польша начала выдавать разрешения на строительства ветропарков в Балтийском море еще в 2012 году, однако ни один проект пока не окончен. Моника Моравецка, глава PGE Baltica, отделения крупнейшей энергетической компании Польши, утверждает, что это стратегическая задержка.
"Мы приняли разумное решение не спешить с инвестициями и дождаться, пока технический прогресс снизит стоимость прибрежных ветровых электростанций до уровня. приемлемого для польских налогоплательщиков", - говорит она.
По ее словам, у PGE есть разрешения на строительство трех прибрежных ветровых электростанций, и турбины в двух местах будут присоединены к электросети в 2025 или 2026 годах.
Главное препятствие на пути подобных проектов - вред для окружающей среды. Моравецка признает, что ветрофермы "влияют на морскую среду как при строительстве, так и при эксплуатации", но говорит, что компания хочет найти способ минимизировать ущерб.
У Польши есть несколько причин стремиться к разработке "чистой" энергии, и главная из них - стремление к 2020 году добиться 15% энергии из возобновляемых источников. Пока Польша может не достичь этой цели и, чтобы избежать крупных штрафов, ей придется покупать квоты в других странах.
Первым такой возможностью воспользовался Люксембург в 2017 году - он заплатил Литве, которая уже тогда достигла целей 2020 года, 10 млн евро. Эстония надеется, что подобная сделка поможет ей финансировать строительство ветропарков.
Энергетический остров
Электросети стран Балтии все еще синхронизированы с сетями России и Беларуси, но ЕС усердно работает над тем, чтобы "отцепить" Латвию, Литву и Эстонию от востока и интегрировать их с западом. ЕС уже соединил эти страны в Финляндией, Польшей и Швецией через оплаченные еврофондами электросмычки, и теперь намерен перейти к следующей фазе процесса.
В марте ЕС выделил более 300 млн евро, которые должны покрыть 75% стоимости инвестиции, необходимых для завершения первой фазы десинхронизации. На прошлой неделе глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, лидеры стран Балтии и Польши подписали "дорожную карту", которая должна покончить со статусом "энергетического острова" балтийских стран.
Работы должны быть завершены к 2025 году.
Дело - труба
В энергетике Балтийского региона большую роль играют не только ветротурбины и электропровода, но и газопроводы.
Российско-германский проект газопровода "Северный поток-2" вызывает опасения из-за возможного вредя для окружающей среды и опасений российского влияния. Недавно строительство проекта задержала Дания - единственная страна, которая до сих пор не дала разрешение на строительство газопровода в своих территориальных водах.
Существует также проект газопровода Baltic Pipe, который соединит Польшу с Данией и Норвегией и позволит Польше получать 10 млрд кубометров норвежского газа, а также посылать импортированный сжиженный природный газ в Данию и другие страны.
В апреле этого года премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий подписал соглашение о гранте в 215 млн евро, полученном благодаря включению Baltic Pipe в список проектов ЕС, представляющих общий интерес.