Невыученные уроки истории: чем вреден отказ от покаяния

Почему особенно важно помнить первые дни войны в Латвии и чем опасно перекладывание ответственности на мертвых тиранов
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Вспоминать историю непросто. Я это делаю для своих детей. Стараюсь быть объективным и не делить людей на "наших героев" и "коварных врагов". Так объяснить, конечно, проще, но урок из истории не извлечь.

История имеет смысл, когда ты понимаешь резоны всех, а не только своих. Иначе это политическая сказка, которая неспособна подготовить молодого человека к объективному восприятию будущего. Заставляет его видеть "врагов народа" и активно "махать шашкой" за некие идеалы, приближая свою собственную гибель.

Теплый выходной день

Как вспоминают очевидцы, 22 июня 1941 года был теплым воскресным днем, предшествующим празднику Лиго. Уже который Янов день я вспоминаю об этом – и среди веселья и неги праздничных дней эти мысли как мороз по коже. Мы пьем и веселимся, они 21-го днем тоже радовались жизни, а уже ночью их не стало. В первые же часы войны погибло несколько тысяч латвийцев, как солдат, так и мирных жителей. Бомбежки Риги начались в первую же ночь после нападения нацистов.

Во Второй мировой войне погибла четверть населения Латвии. Сегодняшняя официальная история говорит о том, что для Латвии война началась с "советской оккупации", то есть с размещения на территории Латвийской Республики советских военных баз осенью 1939 года. Однако во время ввода советских войск в 1940 году на территорию Латвии с оружием в руках погибло только трое пограничников. А в первую неделю после нападения нацистской Германии – несколько десятков тысяч латвийцев, защищавших Родину. И тысячи мирных жителей. Поэтому для меня война началась именно 22 июня 1941-го.

Путин призвал к всепрощению. Последует ли его совету Латвия

И вот эти предпраздничные и предвоенные часы 21 июня, по-моему, имеют ряд похожих черт с сегодняшним днем, хотя были и существенные различия.

Тогда, в 1941-м, к празднованию Лиго готовы были не все. Некоторые по финансовым причинам – многие жили бедно. Советская власть беднякам помогала и сделала обучение в вузах бесплатным, что породило категорию бедных студентов. До 1940 года безработица была довольно большой.

Многие семьи не праздновали по другой причине – они боялись репрессий, будучи зажиточными. Всего за восемь дней до начала войны около 16 тысяч человек были депортированы из Латвии. Это были не только латыши, среди них были и русские, и евреи – врагов советской власти определяли по классовому признаку. Когда они ехали в вагонах для скота в сибирскую ссылку, на Ригу падали первые бомбы. Часть из депортированных умерли в дороге, часть в местах переселения.

Когда советская власть начала эвакуацию - людей везли в похожих вагонах. Только без охраны, предоставляя возможность выходить на остановках.

Жертвы и палачи

Сегодня официальная латвийская история видит в депортированных исключительно безвинных жертв. Тем не менее у советской власти были свои резоны отправлять десятки тысяч человек в ссылку. С самых первых дней войны у гитлеровской Германии появилось множество пособников. Очевидцы, с которыми я разговаривал лично (Александр Комаровский и Арон Гуревич), рассказывали, что творили эти преступники – и это страшно. Подсвечивали фонарями предприятия и военные объекты, чтоб их было удобнее бомбить фашистской авиации, занимали пустые квартиры, стреляли в людей на улицах. На перекрестках улиц Бривибас с улицами Гертрудес и Таллинас через несколько дней после начала войны были установлены вышки, с которых производили выстрелы из пулеметов. И там были горы трупов. Советские историки оценивают число диверсантов в несколько десятков тысяч человек, цифру, сравнимую с числом высланных.

Как это было: первые дни Великой Отечественной войны в фотографиях

Приведу цитату из материала латвийского историка Влада Богова, из той части, которая сделана по записям полковника НКВД Головко о расстрелянных рижанах:

"Полковник Николай Фогельман, бывший офицер царской армии, помогал ориентировке немецкой авиации. Генрих Нейберг в ночь с 24 на 25 июня во время воздушной тревоги стрелял из своего окна с целью создания паники среди жителей. Матвей Кузнецов и Петр Долгов 23 июня подавали ракетные сигналы немецким самолетам и обстреливали пароход "Смольный". Арвид Меднис состоял в шпионской организации, собирал сведения о Советском Союзе по заданию немецких организаций. Своим подельникам передал сигналы об оказании помощи немецким парашютистам. Волдемар Валескалнс 25 июня подавал световые сигналы фашистской авиации для наведения бомбардировки. Владислав Рубулис, бывший полицейский, во время воздушной тревоги находился на крыше дома по ул. Гертрудес, 47, и подавал световые сигналы".

Предвоенное положение

Сегодня в социальных сетях многие безумцы открыто пишут, что ждут, "когда в город войдут наши танки". Будет война или нет (я в нее не верю, нет экономических предпосылок) – но службы безопасности страны выявляют потенциальных "вражеских пособников" и осуществляют меры по предотвращению угрозы.

Я довольно нервно реагирую на сплетни, дескать, готовятся концлагеря для "активных сторонников предполагаемого противника". Своей Сибири у Латвии нет, и такое развитие событий мне кажется вероятным. Особо подчеркну: никаких данных о готовящихся концлагерях у меня нет. А страх – есть.

Вначале были герои, предатели - потом: как латыши спасали Латвию в годы войны

Также страх у меня вызывают учения натовских военных и земессаргов в городах. Латвия совершенно официально готовится к войне - с риторикой о защите рубежей.

Такая же риторика была в ходу и в Советской Латвии, и в досоветской тоже. Причем в досоветской – в качестве потенциального агрессора рассматривалась не только гитлеровская Германия, но и СССР. И сотни заключенных сидели по тюрьмам еще до вступления в СССР – на нарах в улманисовской Латвии сидели коммунисты и социал-демократы. Их было не так много, как сосланных в 1941-м Советами в Сибирь, но они были.

А ведь социал-демократы до этого в свободной Латвии сделали немало для развития страны, скажем, Рижский центральный рынок, бывший на момент постройки в 1930 году самым современным рынком мира, построили за два срока пребывания у власти в Рижской думе социал-демократов. В то время как они делали чудо-рынок, их ругали за коррупцию. А в следующем десятилетии частично рассадили по тюрьмам. Не узнаете тенденций?

Как грабили немцев

Отдельного упоминания заслуживает сильная и богатая немецкая община Латвии 30-х годов. В 1939-м их, граждан Латвии, рожденных в Латвии, "репатриировали" на "историческую родину". Само понятие "исторической родины" для народа, построившего Ригу в 13-м веке и развивавшего ее 700 лет – смешно и цинично.

Рига помнит: 22 июня сотни человек собрались у памятника Освободителям

Конечно, и тогда, в начале 20-го века, многие известные и славные рижские немцы родились в Германии, а сюда приехали, когда развивалась промышленность, и служили на славу Риге.

Как и сейчас, для многих латышей их польза для города и страны не имела никакого значения. "Приехали? Вот и уезжайте обратно. И единоплеменников, задержавшихся с 13-го века, с собой заберите".

Думаете, об этом цинизме не писали немецкие газеты, обсуждая идею репатриации? Писали и так, и по-другому тоже: мол, великий вождь великой страны позвал строить великое будущее. Если ты чувствуешь связь с народом – твой моральный долг ехать воссоединяться.

В 1939 году, примерно за месяц до широко известного договора Молотова-Риббентропа, свободная Латвия и гитлеровская Германия заключили договор о репатриации немецкой общины. После этого договора Латвия полностью закрыла среднее и высшее образование на немецком языке и назначила час икс, когда все немецкие граждане Латвии должны были сделать окончательный выбор родины.

Те, кто выбрал географическое место проживания, то есть Латвию, должны были изменить национальность и записаться латышами. Таких оказалось около 15% от всей немецкой общины. То есть несколько тысяч человек.

Когда страну оккупировали гитлеровцы, они ассимилянтов держали за немцев второго сорта, не понимающих долга перед Отечеством и недостойных разного рода преференций.

"Цивилизованный" грабеж

Те, кто не хотел терять национальную идентичность, должны были "вернуться на историческую родину". Реально же их селили на только-только оккупированных территориях Польши и Чехии. Причем здесь в Латвии им отвели полгода на продажу имущества (что резко и катастрофически обрушило рынок жилья), а там они должны были покупать себе недвижимость за свой счет по обычным ценам или жить в бараках. С собой нельзя было вывозить драгоценности, технику (к примеру, дантисты свои кресла со сверлами вывозить не имели права), любую валюту, кроме одной оговоренной, которую меняли по грабительскому курсу.

Загадки Карлиса Улманиса: альтернативная история и всенародная любовь

Скажу прямо – их ограбили. Жестоко и цинично. Причем виновники этого грабежа и гитлеровская Германия и улманисовская Латвия, два национально озабоченных режима.

Латвийских немцев, расселенных в Польше и Чехии, продолжали грабить и там. В 1944-1945 годах грабили, насиловали, убивали. Делали это поляки и чехи, которые поняли тогда, что за насилие над "этими" им ничего не будет: "фашизм над фашистами не считается".

Немецкие переселенцы абсолютным большинством бежали в Германию, потеряв остатки имущества. Гитлера из них поддерживали от силы 10%. Расплачиваться пришлось всем.

Чем вреден отказ от покаяния

Я не знаю, каялась ли перед этими немцами Германия, позвавшая их "на родину". Зато я точно знаю, что Латвия перед этими латвийскими гражданами "неправильной национальности" совершенно точно не каялась. Более того, возвращая имущество досоветским собственникам, государство отталкивалось от 1940 года, тогда как немцы были фактически ограблены в 1939-м.

Малобюджетный и формальный: каким вышел первый латвийский фильм про Холокост

Причем наследникам тех, кто брал бывшую немецкую недвижимость по смешным ценам в кредит и платил только один год, до советской национализации, вернули чужую недвижимость без полной выплаты кредита, без погашения набежавших за десятилетия процентов. По сути, обворовали еще раз, только уже наследников немецких граждан Латвии и в наше время.

Это очень плохо. Потому что "можемповторить" - настроение отнюдь не только Русского мира. Латышская интеллигенция, например бывший диктор латвийского радио Мара Кронтале прямо так и спрашивает: а почему с русскими нельзя поступить так, как с немцами? "Нормально" же поступили, "цивилизованно". И так считает не одна Мара Кронтале. Другие тоже так говорят: вот с евреями погорячились, приходится каяться за преступления каждый год, по несколько раз. А с немцами ежегодного покаяния нет – значит и говорить не о чем, "нормальный, цивилизованный поступок". "Можемповторить".

Удобный список потерь

Латвийские историки, говоря о потерях Латвии во Вторую мировую, к жертвам причисляют и балтийских немцев, ограбленных и выселенных Гитлером и Улманисом. А также евреев, которых по науськиванию нацистов уничтожали местные жители. Своей вины за гибель этих людей страна не признает. Все эти люди считаются жертвами гитлеровского режима. Равно как и десятки тысяч латышей, добровольно вступивших в Красную армию, и схожее число латышей, призванных нацистами в легион и тоже сложивших жизни в ходе войны.

На мой взгляд, это перекладывание ответственности на мертвых тиранов, с одной стороны, облегчает сознание нации, но с другой - делает страшный урок истории нашей страны невыученным. Латвийцы не чувствует ответственности за гибель латвийских граждан во Второй мировой, а следовательно, и не понимают, когда своими действиями повторяют или приближают преступления той страшной эпохи. Или рискуют стать жертвами.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.