РИГА, 24 июн — Sputnik. Цены на уголь в Европе продолжают падать, что вынуждает российские компании максимально задействовать азиатское направление экспорта, а также снижать планы по добыче. Порт Рига уже ощутил на себе спад по объемам перевалки угля, который в структуре грузооборота остается главной составляющей, тенденция может продолжиться.
Падение цен
По данным газеты "Ведомости", цена российского энергетического угля на европейском рынке упала до минимальной с июня 2016 года — 47 долларов за тонну с перевалкой в Риге (на условиях Free On Board, условия FOB предусматривают, что продавец обязан доставить товар в порт и погрузить на указанное покупателем судно; расходы по доставке товара на борт судна ложатся на продавца). Такая цена – ниже уровня безубыточности российских угольных компаний. Например, средняя себестоимость кузбасских углей с учетом стоимости доставки до Балтики — 50-55 долларов за тонну, приводит данные директор Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков. По его прогнозам, цены останутся низкими в этом и следующем годах.
Как ранее сообщал Sputnik Латвия со ссылкой на данные аналитика Argus Media Юрия Онышкива, цены на энергетический уголь в ЕС упали в силу нескольких причин. Во-первых, на европейских складах накопились большие запасы, и сложился профицит этого вида топлива. Кроме того, цены на газ на спотовом рынке достигли минимума за пять лет, что стимулировало газовую генерацию. Вместе с тем давление на цену угля и спрос оказали ветряные ВИЭ, которые производят все больше электроэнергии в Европе. В итоге потребление угля в Испании, Германии, Франции и Великобритании снизилось с начала года. Также на цену угля повлияло сокращение потребления энергии после окончания зимнего сезона.
Снижение добычи и переориентация грузопотоков
В условиях падения цен российские угольные компании корректируют планы по добыче. Первой об этом заявила Кузбасская топливная компания (КТК) – один из крупнейших экспортеров. Другие игроки пока официально не объявили о сокращении добычи, однако в середине июня о готовности приостановить работу некоторых филиалов говорил представитель "Кузбассразрезугля", пишет газета "Коммерсант". В мае о сокращении добычи в своих квартальных отчетах сообщали "Мечел" и "Распадская". В первом случае добыча упала на 19% в связи с необходимостью сократить складские запасы, возникшие из-за дефицита полувагонов в Кузбассе и на южноякутских площадках. "Распадская" объясняла сокращение на 11% рекордной добычей углей марки ГЖ.
При низких ценах на уголь в Европе российским производителям выгоднее использовать восточное экспортное направление: дешевый рубль позволяет российским производителям играть с ценой и предлагать азиатскому рынку уголь высокого качества по цене ниже, чем у остальных производителей, и выигрывать за счет объемов, указал Худалов. Однако наращивание экспорта в этом направлении затруднительно из-за ограничений транспортной инфраструктуры – провозная способность БАМа и Транссиба в перспективе будет увеличена, но это не дело нескольких месяцев.
"Возможно, понижение цен на железнодорожные перевозки и перевалку в порту сможет немного выправить ситуацию, но в целом при таких ценах маржа минимальная. В Азии цены немного выше, но там наблюдается дефицит вагонов и поставки ограничены — сильно нарастить уже не выйдет", - считает директор по металлургии и горной добыче Prosperity Capital Management Николай Сосновский.
Такой перекос в погрузках на восточном и западном направлениях уже отметили в РЖД. По словам замглавы РЖД Алексея Шило, за пять месяцев грузоотправителями Кузбасса перевозки угля внутри страны снижены на 7,6% к уровню прошлого года. "Это существенно ниже тех планов, которые были предоставлены нам грузоотправителями. Во внутрироссийском сообщении сейчас очень интенсивно сокращаются перевозки в адрес дорог европейской части. Московская железная дорога на 51% везет меньше, чем везла год назад, Юго-Восточная дорога - более 5%, Южно-Уральская дорога - более 4%", - привел он данные.
По его словам, в связи с тем, что падает грузооборот в европейской части, уже сегодня РЖД отстранили от движения 222 электровоза и 191 тепловоз и подготовлены планы по оптимизации численности персонала, занятого в перевозках.
Снижение добычи и поставок угля может негативно повлиять и на грузооборот латвийских портов. В Рижском порту по итогам пяти месяцев этого года перевалка угля снизилась на 26% к показателю предыдущего года. За январь-май угля было перевалено 4 миллиона 358 тысяч тонн (32,2% от общего объема грузов). В прошлом году за пять первых месяцев угля было перевалено 5 миллионов 877 тысяч тонн. Отрицательная динамика по перевалке угля наблюдалась и по итогам января-апреля. Угля в Рижском порту за четыре месяца 2019-го было перевалено 3,594 миллиона тонн, и это на 22,1% меньше, чем за январь-апрель 2018-го.