РИГА, 20 ноя — Sputnik. Подписано концессионное соглашение по строительству угольного терминала "Лавна" в Мурманске, сообщила Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) на своем сайте.
Ранее глава российского правительства Дмитрий Медведев распорядился заключить концессионное соглашение о строительстве терминала и инфраструктуры к нему. Документ был подписан замминистра транспорта РФ – руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта Юрием Цветковым 19 ноября.
Комплекс перегрузки угля "Лавна" будет построен на западном берегу Кольского залива. Проект включает в себя строительство в устье реки Лавна железнодорожной ветки, соединяющей поселок Выходной с Лавной, самого угольного терминала на берегу залива, а также причалов для загрузки морских балкеров дедвейтом до 150 тысяч тонн. Мощность терминала — 18 миллионов тонн в год. Запуск первой очереди (на 9 миллионов тонн) намечен на декабрь 2019 года (изначально планировался конец 2020 года), второй — на декабрь 2021 года. Рассматривается возможность строительства к 2023 году третьей очереди мощностью 9 миллионов тонн, а также терминала по перевалке минеральных удобрений мощностью 6 миллионов тонн в год.
Механизм концессии предусматривает, что концессионер должен построить угольный терминал "Лавна", а концендент – обеспечить транспортную доступность и завершить строительство первого этапа существующей железнодорожной инфраструктуры. Вложения инвесторов в угольный терминал составят 24 миллиарда рублей. Сейчас на площадке ведутся подготовительные работы и работы по вертикальной планировке, подписан контракт на поставку оборудования, на стройке уже работает более тысячи человек.
"Проект даст большой эффект для отечественной транспортной инфраструктуры — поспособствует переводу грузопотоков из портов Прибалтики в Россию и освоению новых рынков сбыта за счет увеличения грузоподъемности судов, соответственно вырастет экспорт энергетических углей", - говорится в сообщении ГТЛК.
Транзит угля из России является одним из основных направлений деятельности крупнейшего в Латвии Рижского порта – около 40% всего грузооборота составляет именно уголь. Председатель правления порта Андрис Америкс уверен, что в ближайшие пять лет эта ситуация не изменится.
"Если не последует какого-то неожиданного политического решения, то на ближайшие 5 лет мы сохраним 8—9 миллионов тонн угля в год. Кузбасский уголь, который мы грузим, в зимнее время сложно куда-то еще перенаправить, российские порты замерзают. В самые лучшие годы мы грузили 14 миллионов тонн в год. В прошлом году перегрузили 11 миллионов. До 8 миллионов объем может снизиться, но все равно уголь остается нашим стратегическим продуктом. Хотя в Усть-Луге сегодня строят большие терминалы, чтобы стать самым большим угольным портом в Балтии", — сказал Америкс.
Однако, как будет выглядеть структура грузооборота Рижского порта через 5 лет, он прогнозировать не берется – в России активно наращивают собственную инфраструктуру по перевалке угля.