РИГА, 14 июн — Sputnik. В четверг, 13 июня, Cейм Латвии 45 голосами за при 30 - против поддержал опубликованную на портале Manabalss петицию о взрыве/демонтаже памятника Освободителям в Риге.
Эта петиция, автором которой является Угис Полис, появилась на портале Manabalss еще в сентябре 2017 года, но необходимое для рассмотрения количество подписей собрала только в марте 2019 года. Теперь, после того как Сейм поддержал ее, будет разработан соответствующий законопроект.
И если от монумента в итоге избавятся, это будет означать нарушение межправительственного соглашения Латвии и России.
Здесь стоит напомнить, что петицию лидера Русского союза Латвии Татьяны Жданок "О защите защите памятников борцам с нацизмом", за менее чем три дня набравшую на Manabalss.lv необходимые 10 тысяч голосов, Сейм отклонил 6 июня.
В еженедельном обзоре политических событий для Sputnik Латвия публицист и общественный деятель Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин обсуждают скандальные решения Сейма и другие актуальные темы.
Высокая степень сумасшествия
"Их формулировки говорят о высокой степени сумасшествия. Они даже предложили два варианта того, как памятник можно снести. Первый - в сотрудничестве с Национальными вооруженными силами осуществить демонтаж контролируемым взрывом, а второй вариант - осуществить демонтаж с какой-нибудь строительной компанией, специализирующейся на демонтаже больших строений", - прокомментировал Линдерман решение Сейма поддержать петицию о сносе.
Он подчеркнул, что это решение парламента поддержать петицию стало для него неожиданностью. Публицист отметил, что все же ожидал от властей попытки смягчить ситуацию и уйти от этого вопроса. Но теперь петиция попадет в одну или несколько комиссий Сейма, где будет разработан законопроект.
По словам Линдермана, это говорит о том, что латышские партии готовы пойти на конфликт и резкое обострение. Против, ожидаемо, проголосовали представители партий "Согласие" и "Для развития/За!" (Attīstībai Par!). Но это ничего уже не меняет. Хотя вопрос с памятником, скорее всего, будет решаться уже во время следующей сессии, после того, как депутаты отгуляют каникулы.
В той же плоскости, что и решение по памятнику, лежат и поправки, предусматривающие введение запрета на ношение на публичных мероприятиях формы СССР и нацистской Германии. Их также 13 июня поддержала в третьем чтении комиссия Сейма Латвии по правам человека и общественным делам.
Поправки к закону "О собраниях, шествиях и пикетах" предусматривают, что во время этих мероприятий будет запрещено использовать форму вооруженных сил бывшего СССР, его бывших республик, нацистской Германии и репрессивных учреждений, в том числе в стилизованном виде.
Также нельзя будет в ходе шествий, пикетов и собраний использовать и "элементы этой одежды, визуальное содержание которых (аксессуары, знаки различия, кокарды, погоны, снаряжение) позволяет однозначно идентифицировать указанные вооруженные силы или репрессивные органы". Запрет включает использование на общественных мероприятиях флагов, гербов и гимнов бывшего СССР и его республик, а также нацистской Германии, свастики, знаков SS и советских символов – серпа и молота с пятиконечной звездой.
Примечательно, что в Сейме не скрывают, что этот запрет в первую очередь направлен на символику СССР. Хотя в любом случае поправки являются очередной кощунственной попыткой властей Латвии уравнять ветеранов Красной армии и вермахта.
Удивительное низкопоклонство
Губин также напомнил, что ранее депутат Рижской думы от партии "Честь служить Риге" (ЧСР) Олег Буров в интервью журналистам заявлял о том, что никогда не ходил и не пойдет к памятнику Освободителям и что, по его мнению, мэр туда ходить не должен.
По мнению Линдермана, Буров продемонстрировал удивительное "низкопоклонство", и это свидетельствует о том, что ЧСР или ее часть готова порвать "Согласие", чтобы создать коалицию с латышскими партиями. В принципе, смысл сказанного Буровым заключается в этом.
Если этот вариант пройдет, и ЧСР вольется в латышскую оппозицию и создаст коалицию, тогда выборов не будет, им хватит голосов.
Ранее все фракции оппозиции Рижской думы договорились созвать внеочередное заседание, на котором будет предложено выразить недоверие мэру Риги Дайнису Турлайсу. Под соответствующим запросом подписались 24 депутата. Предположительно, заседание, на котором будет рассматриваться этот вопрос, состоится 20 июня. Если противоречия в Рижской думе не удастся разрешить, уже осенью самоуправление могут ждать внеочередные выборы.
"Я думаю, что сейчас часть партии ЧСР стоит в очереди сдаваться латышским партиям с предложением формировать новую коалицию и выбивают себе уже какие-то там места. Это один из вариантов развития событий. Никто не мог предположить, что ЧСР так быстро будет готова предать", - сказал публицист.
Власти Латвии вынесли приговор русским
Тем временем, как заметил Линдерман, в законе об административных нарушениях, касающихся языковой сферы, появилась формулировка, позволяющая карать за публичное проявление неуважения к латышскому языку.
"Как можно выразить неуважение к языку? Возможно, под неуважением к языку подразумевается отказ говорить на нем, если ты им владеешь. Я, скажем, владею латышским, но в судах я всегда говорю на русском, потому что я хочу говорит на родном, когда речь идет о моей судьбе. Мне это выгодно. Но не будет ли сочтено неуважением то, что я владею латышским и отказываюсь на нем говорить? Мне интересно, как может использоваться эта нелепая статья", - задался вопросом Линдерман.
Он обратил внимание на то, что введение такой формулировки о неуважении к языку - инициатива Новой консервативной партии (НКП). И, по словам публициста, власти Латвии зашли уже слишком далеко и будут дальше нагнетать ситуацию, учитывая нарастающую борьбу латышских партий за своего избирателя.
И в рамках этого нагнетания стоит отметить, что впервые власти огласили свое намерение о сносе памятника Освободителям официально, а не на уровне разговоров.
"По сути, это официальное намерение снести памятник. Соответственно, со стороны русского сообщества Латвии важно задуматься об эффективных формах протеста, о массовых акциях. Если власти поймут, что это вызовет русский бунт - осмысленный и милосердный, только тогда они могут испугаться. Но если памятник ликвидируют - это будет приговор для русского сообщества Латвии", - подчеркнул Линдерман.
Он также высказался относительно судебного заседания по делу о шпионаже в пользу России полковника МВД в отставке Олега Бурака, которое 13 июня прошло в Видземском суде Риги. Линдерман пояснил, что именно 13 июня начался суд по существу дела Бурака.
Больше русских шпионов
Бурака обвиняют в совершении преступления, предусмотренного статьей 85, частью 2 Уголовного закона ЛР. Статья карает за "незаконный сбор информации, содержащей государственную тайну, или выдачу государственной тайны иностранному государству или иностранной организации напрямую или через посредничество другого лица". Наказание - от трех до двадцати лет лишения свободы.
Публицист рассказал, что заседания суда по делу Бурака закрытые, но, опираясь на контекст, можно с уверенностью сказать, что Бурак не виновен - об этом свидетельствует, в первую очередь, его биография. Ведь, работая в МВД, Бурак наделал много шума, пытаясь бороться с коррупцией, вступив в конфликт с центом госязыка. То есть он вел себя совершенно не так, как учат разведчиков и шпионов.
Линдерман отметил еще момент: Служба госбезопасности устроила Бураку - пожилому человеку - жесточайший прессинг, подстрекая против него заключенных, шантажируя его судьбой сына, задержав подругу Бурака и так далее.
"И главная мелодия была одна - признайся, и будет тебе скидка. А что это означает? Если от человека требуют признаний, значит, объективные доказательства слабенькие. Потому что, если есть доказательства, к примеру, видео какое-нибудь, где он с офицерами ГРУ передает ужасные прекрасные латвийские секреты, или запись по телефону конкретного разговора, перехваченные шифровки, выбивать из человека признания абсолютно не нужно. А когда есть признание, то, в соответствии с процедурой, можно обойтись и вообще без доказательств", - пояснил Линдерман.
Публицист подчеркнул, что предыдущего "шпиона" Юрия Стилве, который признал свою вину в выдвинутых против него обвинениях за шпионаж в период с 2016 по 2017 год, провели по этой процедуре и дали какой-то условный срок. Бурак же отказывается признавать вину и терпит давление, которое на него оказывают.
"А цель у властей только одна - больше русских шпионов, хороших и разных", - пояснил публицист.
"Мы не друзья"
Линдерман и Губин также обсудили и нашумевшую историю российского журналиста Ивана Голунова, получившего значительную поддержку латышских журналистов, которые в то же время не спешат так же поддерживать своих коллег на родине.
Линдерман попытался объяснить, по какой, по его мнению, причине Латвийская ассоциация журналистов вступилась за Голунова, но не вступилась за того же главного редактора сайта ИМХОклуб Юрия Алексеева, дело которого во многом схоже со скандальным случаем коллеги из России, или за самого Линдермана, к примеру.
"Мы не друзья. Мир сейчас очень жесток. С какой стати мне рассчитывать на Союз латышских журналистов, чтоб они впрягались за меня. Хотя там были люди, которые, когда меня задерживали, кидали в грязь лицом на асфальт. Лато Лапса и еще кто-то там написали статьи более-менее в мою пользу. Но ожидать от политических противников, что они будут защищать, - это нереально. Они от нас не ждут, и мы от них не ждем", - резюмировал Линдерман.