Спор из-за бутылки. Латвия и Эстония начинают гибридную алковойну

Эстония намерена снизить акциз на алкоголь, чтобы жители страны перестали покупать его в соседней Латвии. В Риге же подсчитывают убытки. Про борьбу с пьянством уже никто не вспоминает
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Принято считать, что пьющие люди – это плохо, пишет автор радио Sputnik Петр Малеев. С ними надо бороться, наставлять на путь истинный. Кого лаской, кого сапогами. Только любовью, верой и медикаментами можно излечить этот страшный недуг. Но это ж возиться надо. Государству обычно некогда. Поэтому путь всегда один: лечат недуг рублем. А точнее – его отсутствием. Акциз поднять, доступность снизить, можно еще что-нибудь социальное изобразить, типа фотографий на пачках. Не факт, что работает, но вы ж видите – мы работаем, все наглядно.

Данусевич: в интересах Латвии снижение акциза на алкоголь
Цены на алкоголь росли в Прибалтике каждый год. Почему? Потому что каждый год принимается бюджет. А поскольку в странах ‒ экономики о-го-го, одна другой круче, то каждый раз у всех возникает резонный вопрос: где взять деньги на новое "на". Раз никто не спорит с тем, что "алкоголизм не шутка, прощай Мишутка", то под разговоры о борьбе с пьянством поднимается налог на внутренние горюче-смазочные материалы.

Более того, все три страны ‒ в топах по потреблению на душу населения. Евросоюз смотрит на это, как трезвая благовоспитанная "я не такая" на пьяное мужское непонятно как здесь оказавшееся, и недовольно брезгливо морщится. Борьбу в любом случае надо изображать. Но ежегодные повышения привели прибалтийские государства к новым показателям: они теперь первые не только по потреблениям на душу, но и по расходам на потребления на душу. Народ-то с душой танцевать не бросает, хоть это и бьет по карману все ощутимее.

Больше всех заволновались в Эстонии, ибо она во главе рейтингов. Подняли акциз на 20% и хлопнули по рукам. Но народ так просто не исправишь. Расстояния в Прибалтике небольшие: взлетел – разворачивайся. Поэтому потекли ручейки эстонцев на латвийскую границу, ибо там заметно дешевле. Более того, рачительные в плане денег и расточительные в плане общения с душой финны тоже смекнули и стали эстонские туристические красоты объезжать. Общество заволновалось и наглым образом в день столетия Эстонии устроило акцию, отправившись за акцизным к соседям.

А что Латвия? Когда свои пьют – это плохо для людей, для экономики – наоборот. А когда пьют чужие – хорошо вообще всем. Пьющий сосед – всегда возможность возвыситься. В Латвии давай потирать руки, открывать магазинчики, туристические красоты, опять же, нарисовались. Все для общительных людей. Улыбки, рукопожатия. Были и недовольные: мол, соседские очереди за пузырями надувают на границе пузырь.

Латвия потеряет доходы от эстонского алкотуризма: как быть с акцизами
И тут он лопнул. Взяли в Эстонии калькуляторы, посчитали все заново. Пить продолжают, налоговый ручеек обмелел. И решили вернуться к истокам. Понизить акциз на 25%. И теперь заволновались в Латвии. Клиент уезжает, гипс снимают. Эстония пробивает дыру в бюджете страны и вообще ведет себя вызывающе. Чем будем затыкать? Или будем затыкаться? Другие пошли дальше. 100 млн евро, говорят, на дороге не валяются, даром что убытки. Эстония нанесла урон. Не пора ли начать налоговую войну? Хотя бы гибридную. Хотя бы алковойну. Не пора ли повысить градус и вступить в алкогонку на понижение?

Надо, в общем, думать. Или нет ‒ думать меньше, а соображать – больше. Смущает только несколько вещей. Поступления в бюджет все равно сократятся. И второе: что там в Евросоюзе скажут – что это мы тут за показательные выступления по борьбе с пьянством устраиваем. А то еще Брюссель вникнет и заставит прибалтийские страны сообразить на троих. Что? Сама борьба с пьянством? А кого она на самом деле волнует? Нет, это, конечно, дело хорошее, пока не начинает конфликтовать с бюджетом. Тут каждый рубль на счету. Экономика растет невиданными, и тут, как и в шахматах, музыке и любви, главное ‒ не терять темп. Наливай.