Международные учения Tobruq Legacy 2019 состоятся в Польше 3–19 июня. Более двух недель 4 800 военнослужащих и 1 200 единиц боевой техники из 8 стран альянса (участвуют Великобритания, Германия, Нидерланды, Румыния, Словакия, США, Чехия и Польша) будут отрабатывать противовоздушную оборону с применением американских зенитных ракетных комплексов (ЗРК) Patriot.
Ранее Варшава и Вашингтон договорились о поставках в Польшу 16 пусковых установок ЗРК Patriot, 208 ракет, четырех радиолокационных станций с радарами – на сумму более 10 миллиардов долларов. Первая поставка запланирована лишь на 2022 год, а вторая – на 2024-й. Возможно, альянс слишком поторопился с учениями ПВО в Польше.
Интеграция будущих польских ЗРК Patriot в систему IBCS, создание автоматизированного комплекса управления войсками на поле боя – дело непростое. Сегодня польские войска располагают преимущественно советскими образцами систем ПВО – Kub, Strela, Osa, S-200, и это отдельная проблема взаимодействия в рамках НАТО. Очевидно, Tobruq Legacy 2019 – это вообще не про Польшу.
Легенды лета
Страны Североатлантического альянса тратят миллиарды долларов на американское оружие и организацию непрерывных военных учений в Восточной Европе с определенной целью. "Сдерживание России" – казуистика чистой воды. В стратегических разработках США и НАТО рассматривают Россию как врага.
После вероятного размещения американских ракет средней и малой дальности в странах Восточной Европы (прежде всего, в Польше, Литве, Латвии, Эстонии) до ядерного конфликта США и НАТО с Россией останется только один шаг. И решение будут принимать не в Варшаве, Вильнюсе, Риге или Таллине, а в Вашингтоне.
Главная задача восточно-европейских союзников США – остановить или максимально ослабить ответно-встречный ракетный удар России по объектам НАТО. И, по логике учения Tobruq Legacy 2019, боеголовки неизбежно упадут на головы жителей Польши и стран Балтии. В "идеальном" сценарии – лишь отдельные ракеты ответного удара России достигнут целей в Западной Европе. Во всех вариантах союзники должны с пониманием принести себя в жертву вместе со средствами ПВО.
Мусоровоз с гидроприводом
Польские и балтийские политики беззаботно радуются новым американским "игрушкам", не понимая, что "проверенные в разных частях света" комплексы Patriot с дальнобойностью менее 100 километров технологически не могут стать основой национальной системы ПРО. Американский ЗРК не обеспечит "безопасность и интеграцию польской армии с армией США". Собственно, это "железо" не для того предназначено.
Patriot принят на вооружение в 1982 году, вскоре этот комплекс получили войска США в Европе. И проверка "в разных частях света" показала достаточно низкую эффективность американского ЗРК. Несколько примеров боевого применения. В 2016 году Patriot не смог сбить разведывательный беспилотник, который залетел на оккупированную Израилем территорию Голанских высот. БПЛА успешно вернулся на базу.
В ходе операции "Иракская свобода" 2003 года батареи американских ЗРК успешно сбили дружественным огнем британский истребитель-бомбардировщик Торнадо и самолет F/A-18.
В ходе боевых действий 1991 года в Персидском заливе Ирак произвел более 90 пусков оперативно-тактических ракет Scad (вариант советской Р-11, созданной Сергеем Королевым). На Израиль упало 42 ракеты, на Саудовскую Аравию – 45. По другим данным, сбито 45 иракских ракет, при расходе 158 зенитных боеприпасов, однако в большинстве случаев ракета достигала цели, вопреки царапинам на корпусе. Так, на американской базе под Дхараном погибло 28 военнослужащих.
Разумеется, со временем американский комплекс совершенствовался, но ведь и ракетное оружие вероятного противника сегодня работает на гиперзвуковых скоростях. А любые сравнения ЗРК Patriot с российским ЗРС С-400 просто неуместны - в области высокотехнологичных вооружений Россия обогнала США на много лет. Поэтому маневры Tobruq Legacy 2019 угрожают прежде всего Варшаве. Но зачем Польше мир, в котором не будет Польши?