РИГА, 22 мая — Sputnik, Алексей Стефанов. В Театре Маяковского сегодня премьера - спектакль "Московский хор" по пьесе Людмилы Петрушевской. Режиссер Никита Кобелев давно хотел поработать с известным латвийским художником-постановщиком Моникой Пормале. Прочитав пьесу, Моника с удовольствием взялась за организацию пространства одного из старейших российских театров.
Моника Пормале хорошо известна не только в Латвии и других европейских странах, но и в России. Она работала над сценографией в разных театрах, но в Театре Маяковского - ни разу. И если бы не Никита Кобелев, возможно, этого сотрудничества не случилось бы.
Письма Монике
"Год назад я получила длинное и красивое письмо от Никиты Кобелева. Мне понравилась его откровенность. Никита видел много моих спектаклей, в том числе в Москве - "Рассказы Шукшина", другие спектакли режиссера Алвиса Херманиса, с которым я давно работаю. Он решился написать в надежде, что я отвечу и соглашусь с ним поработать. И я ответила: "Да", потому что опыт работы в Москве у меня хороший. А когда прочитала пьесу и поняла, как могу устроить пространство, окончательно согласилась на сотрудничество с Никитой ", - рассказала Моника Пормале корреспонденту Sputnik перед самой премьерой.
На работу над "Московским хором" ушло четыре месяца. Обычно Моника всегда присутствует на репетициях спектакля, но на этот раз она сразу предупредила Кобелева, что у нее параллельно пройдет много других премьер. В работе у Моники был премьерный спектакль с Алвисом Херманисом в Новом Рижском театре, который откроет будущий сезон. А также проект "Реквием" Лигети для ежегодного фестиваля Рурская триеннале в Германии в сотрудничестве с венгерским режиссером Корнелем Мундруцо. Помимо этого, работа над спектаклем "Лилиом" по пьесе Ференца Мольнара, премьера которого запланирована на август. Но Кобелева все устраивало.
Маленький человек в большом зале
Изначально устраивать революцию в театре Моника Пормале не собиралась. Но прочитав несколько раз пьесу Людмилы Петрушевской и оказавшись в театре, она вдруг увидела необычный поворот в оформлении пространства.
"Стоя на этой сцене и глядя на зрительный зал, на всю эту архитектуру, я поняла, что зритель должен стать участником спектакля, хора. Никите эта идея очень понравилась, и мы начали работу. Даже начало у спектакля неожиданное: зрители не понимают, куда попадают, они рассаживаются по местам, смотрят в закрытый занавес. Тут вдруг выходит дирижер, обращается как будто бы к ним, и в этот момент актеры, рассаженные среди зрителей, начинают петь. Словом, зрители тоже участвуют в этом действии", - довольна проделанной работой Моника.
Актеры играют среди кресел, на которые установлены кровать, письменный стол, лампы, даже пальма в горшке. Поначалу, как признавались сами актеры, занятые в спектакле, было не очень удобно. Народная артистка РФ Евгения Симонова рассказала, что первые две недели репетиций синяки на боках и руках были нормой. Но потом все втянулись и привыкли.
"Мы используем все пространство. Максимально обыгрывается зрительный зал, красный цвет, директорская ложа, где в финале спектакля появляется хор. Мы используем историческую люстру как символ предвоенного благополучия, а на сидениях и во втором ярусе стоят портреты людей того времени. Это артисты и сотрудники театра откликнулись на мою просьбу и принесли свои семейные альбомы, за что я им очень благодарна. В третьем ярусе - портреты композиторов, чья музыка звучит в спектакле, там же установлено пианино. И получился такой иконостас под куполом, как в храме", - говорит Моника Пормале.
Предпремьерный показ спектакля, на который обычно приходят близкие актеров и друзья театра, прошел с успехом. Моника радовалась тому, как зрители принимали ее идею.
"Мне очень нравится, как играют актеры. Создается впечатление, что они действительно одна большая семья, как в пьесе. Видимо, они так много репетировали, что действительно стали одним целым. Актеры идеально заполняют это большое пространство, показывая масштаб маленького человека, семьи и государства", - говорит Моника Пормале. "Мне кажется, что все получилось", - скромно замечает она, и ждет премьерные показы, когда не только критики, но и зритель оценит работу латвийского сценографа.