Выгодно иметь своего человека в Брюсселе: евродепутаты как спонсоры партий

Одни евродепутаты и еврокомиссары не спешат поделиться своими деньгами с соратниками, а другие за счет зарплаты европарламентария содержат целые партии
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 21 мая — Sputnik, Андрей Солопенко. Помимо заявлений о намерении работать в интересах избирателей, страны или ЕС, у латвийских партий имеется еще одна причина, почему они хотят, чтобы их кандидаты стали депутатами Европарламента, – это деньги, которые для многих политических сил являются хорошей возможностью улучшения их финансового благополучия.

Сколько платят депутатам Европарламента и чем они там занимаются

Рядовые депутаты Сейма, в зависимости от своих обязанностей, получают на бумаге около трех тысяч евро, тогда как руководители парламентских комиссий и члены президиума еще больше. Для большинства простых жителей Латвии эта сумма может показаться огромной, однако по сравнению с зарплатой депутата Европарламента это не так много, ведь доходы латвийских европарламентариев значительно выше, чем у их рижских коллег.

Размер зарплаты евродепутатов составляет 6824,85 евро после уплаты налогов. Также у них имеются различные доплаты за перелеты в страну проживания, командировки, участие в сессиях и содержание своего бюро, что в сумме составляет более десяти тысяч евро. Поэтому, переехав из Риги в Брюссель, все политики быстро становятся зажиточными и многие из них начинают жертвовать своим партиям значительные суммы денег, понимая, благодаря кому они смогли достичь таких заоблачных финансовых высот.

Нет шансов – нет денег

На данный момент наибольшее количество мандатов в Европарламенте – четыре из восьми депутатских мест – имеет самая маленькая фракция в Сейме – "Новое Единство", которую в Брюсселе представляют Сандра Калниете, Инесе Вайдере, Карлис Шадурскис и Алексей Лоскутов. Правда, Шадурскис приступил к своим обязанностям сравнительно недавно – в конце ноября прошлого года, когда от мандата отказался Артис Пабрикс, избравшись в 13-й Сейм.

Кризис финансовый и миграционный: в Сейме Латвии говорили о будущем Евросоюза

Лоскутов работает в Европарламенте еще меньше – четыре месяца, после утверждения правительства Кришьяниса Кариньша, сменившего должность евродепутата на кресло премьер-министра. Так что эти парламентарии имели возможность сделать пожертвования максимум с четырех-пяти зарплат, что, впрочем, тоже может составить немалую сумму. Однако, как оказалось, вклады Шадурскиса и Лоскутова в партийную кассу были невелики.

Шадурскис пожертвовал всего лишь 6814 евро, тогда как Лоскутов вообще немногим меньше 400 евро, да и то в виде имущества или услуг, а не денег. Видимо, чувствуя, что после выборов они потеряют мандаты, и Лоскутов, и Шадурскис решили сильно не тратиться на партию, понимая, что финансы скоро понадобятся самим, так как им придется на что-то жить и после окончания полномочий.

В расчете на переизбрание

Вклады двух других евродепутатов "Нового Единства" несравнимо выше. Так, Инесе Вайдере за пять лет отдала "Единству" почти 34 тысячи евро, а ее коллега Сандра Калниете – более чем 42 тысячи евро. Интересно, что почти половину из названной суммы Калниете перечислила уже в этом году, а вклады Вайдере за тот же период составляют треть от ее пожертвований.

Светская хроника обыкновенного фашизма: депутат сожгла платье цветов георгиевской ленты

Судя по всему, эти две дамы явно хотят сохранить свои места в Европарламенте и готовы серьезно потратиться на это. Правда, если Сандра Калниете, находящаяся на втором месте в предвыборном списке "Нового Единства", вполне может остаться евродепутатом, то шансы Вайдере, идущей под пятым номером, намного меньше. Ведь партия однозначно не сможет повторить свой успех, а значит, число избранных от нее депутатов сильно сократится.

В прошлый раз Вайдере сумела получить мандат лишь благодаря тому, что от него отказался лидер списка Валдис Домбровскис. В этот раз он может так и не поступить, ведь гарантий его повторного избрания в еврокомиссары нет. Сам Домбровскис сохраняет свою популярность среди избирателей, поэтому он точно станет евродепутатом, причем не сильно потратившись – за пять лет политик пожертвовал партии всего 530 евро.

Польза только в деньгах

Интересно, что его коллега по партии Кришьянис Кариньш, работая евродепутатом, смог перечислить "Единству" почти 21 тысячу евро, а Артис Пабрикс – чуть более 30 тысяч евро. Пабрикс выделил 20 тысяч евро и объединению "Для развития/За!", когда стал кандидатом на пост премьера от этой политической силы и принял решение баллотироваться от нее в Сейм. После их ухода из Европарламента пожертвования Кариньша и Пабрикса сразу же прекратились. Это показывает, что, лишь будучи европарламентариями, они могли легко расставаться с такими крупными денежными суммами.

Отказ осуждать Sputnik стоил Ивете Григуле партбилета

Евродепутат Ивета Григуле, избранная по списку Союза зеленых и крестьян, перестала жертвовать партии в 2017 году, когда заявила, что больше не является членом Латвийского крестьянского союза, входящего в СЗК. Ныне Григуле больше не баллотируется в Европарламент, отметив, что он не приносит никакой пользы, и назвав его "бесполезной говорильней". Однако, будучи депутатом, она перечислила СЗК чуть более 30 тысяч евро, что явно пошло на благо этой политической силе.

Стабильно жертвует своей партии и трижды избранный в Европарламент Робертс Зиле, представляющий Национальное объединение. За пять лет он перечислил Нацблоку почти 39 тысяч евро, причем около 18 тысяч в течение последних пяти месяцев. Все это указывает, что Зиле однозначно желает продолжить свою работу в этом учреждении, и рейтинги Нацблока свидетельствуют, что ему это удастся. В таком случае Зиле может стать единственным латвийским депутатом, неизменно заседающим в ЕП с 2004 года.

Европарламент как основной спонсор

Если для всех вышеперечисленных партий пожертвования евродепутатов являются хоть и существенными, но не основными средствами для существования, то одна политическая сила выживает исключительно за счет своих европарламентариев. Лидер Русского союза Латвии Татьяна Жданок за пять лет передала партии почти 94 тысячи евро, причем как деньгами, так и в виде имущества или услуг.

Выборы в Европарламент: судьбоносное голосование русского избирателя

Не отстает от нее и Мирослав Митрофанов, работающий евродепутатом чуть больше года. За этот срок он пожертвовал партии 22 тысяч евро, а Андрей Мамыкин, баллотирующийся по списку РСЛ, – чуть более 30 тысяч. Интересно, что данную сумму он перечислил лишь за последние девять месяцев, тогда как "Согласию", от которого он избрался в Европарламент, Мамыкин передал только около двух тысяч евро.

В сумме пожертвования этих трех кандидатов составляют почти 147 тысяч евро, благодаря которым в основном и существует Русский союз Латвии. Если партия потеряет представительство в Европарламенте, то можно сказать, что она довольно быстро прекратит свое существование, а вместе с ней падет и "последний бастион", защищающий русскоязычных жителей Латвии, что приведет эту группу населения к критическому положению.

Дать шанс русским Латвии: чего РСЛ рассчитывает добиться в Европарламенте>>

Выгодно иметь своего человека в Брюсселе: евродепутаты как спонсоры партий