РИГА, 9 мая — Sputnik. Пока что ситуация с транзитом российских грузов через Латвию хорошая, но как только закончится реконструкция в российских портах, таких красивых цифр уже, вероятно, не будет, заявил министр сообщения Латвии, сопредседатель латвийско-российской межправительственной комиссии Талис Линкайтс в интервью журналу "Открытый город".
Транзит – основа отношений
Министр отметил, что транспорт и транзит российских грузов через Латвию традиционно являются основой экономических отношений двух государств. У лавтийского бизнеса есть интерес в привлечении грузов из России, есть интерес даже к простому обмену информацией — важно понять, какие планы у России, например, насчет организации грузопотока, а также в других сферах, отметил Линкайтс. По его словам, главное, чтобы государство не мешало развитию отношений бизнеса – тем более что точек соприкосновения много.
В этом контексте он прокомментировал недавнее заявление министра иностранных дел Латвии Эдвардса Ринкевичса, что Латвия больше не "мост между Востоком и Западом".
"Моя позиция заключается в том, что надо быть реалистами и что нам самим в Латвии, конечно, нужно быть готовыми к разным сценариям — не только позитивным, но и негативным. Но вместе с тем не желать того, чтобы негативные сценарии сбылись, а чтобы у нас были хорошие отношения с соседями и позитивная динамика в экономическом сотрудничестве", - сказал Линкайтс.
Пока порты РФ на ремонте – все хорошо
В настоящее время между Россией и Латвией наблюдается рост грузооборота, однако, скорее всего, в течение ближайшего времени тенденция сменится на негативную, считает Линкайтс, это связано с тем, что Россия планомерно развивает отечественную инфраструктуру по перевалке.
"В принципе, тенденция позитивная. По сравнению с тем, что было два-три года назад, сегодня мы видим увеличение объема грузов. Но надо понять — откуда эти грузы и почему они идут через Латвию. В частности, сейчас проводится реконструкция отдельных мощностей в портах Санкт-Петербургского узла. Плюс наметился позитивный спрос на уголь на мировом рынке. Все это вместе дает нам большой прирост именно по углю.
Я смотрю из своего кабинета в окно и вижу каждый день составы с углем, которые идут в порт. Но это не долгосрочная тенденция. Мы знаем, что реконструкция российских портов закончится и потом, может быть, таких красивых цифр по транзиту у нас не будет", - сказал Линкайтс.
Китайские составы были показательными
На вопрос о том, могут ли альтернативой российским грузам стать китайские, Линкайтс ответил, что в этом отношении можно надеяться только на транзит товаров, произведенных в индустриальном парке "Великий камень" под Минском.
"Скажу дипломатично: были позитивные моменты. Шли некоторые составы прямо из Китая, мы показали, что теоретически есть возможность таких перевозок, что это сравнительно быстро, что все задействованные страны слаженно работают — Казахстан, Россия, Латвия. Но это все-таки больше были показательные составы.
Что может быть реально — это сотрудничество с большим китайским логистическим центром под Минском "Великий камень". Китайцы смотрят — как через Латвию направлять грузы в северные страны. Мы можем такие услуги предложить и сделать это сравнительно быстро. Так что эти китайские грузы у нас могут появиться, а что-то уже появляется", - сказал Линкайтс.
Также министр отметил, что имеются хорошие заготовки по доставке почты из Китая через Латвию.
"Речь идет о различных интернет-посылках, которые идут в Европу авиационным сообщением. Грузовыми рейсами из Китая они сначала доставляются в Латвию, здесь сортируются и затем идут дальше. Так что есть разные варианты", - сказал Линкайтс.
Министр также отметил, что Латвия имеет определенные преимущества, по сравнению с Литвой и Эстонией, в секторе транзита.
"Наше главное преимущество — географическое. Все-таки мы находимся в центре Балтии. Другое — это разнообразие маршрутов. Если мы посмотрим, например, на литовскую Клайпеду, то там всего один маршрут — в Швецию. У нас же из Рижского порта — около семи разных направлений. Мы можем обеспечить доставку грузов в разные страны. И мы уже показали, что обработка и доставка грузов получателям у нас идет быстрее", - заключил Линкайтс.