Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Лембергс: когда РФ выбирает, где переваливать грузы, Латвия - последняя в списке

© Sputnik / Sergey MelkonovВентспилсский свободный порт
Вентспилсский свободный порт - Sputnik Латвия
Подписаться
Россия в грузоперевозках сотрудничает со странами, с которыми установились деловые, прагматичные и менее скандальные, чем с Латвией, отношения, заявил Айварс Лембергс

РИГА, 8 мая — Sputnik. Существующий объем грузов из России сохранится в течение трех-четырех лет, после того, как на Финском заливе, в Мурманске, на Таманском полуострове будет завершено строительство новых терминалов, грузопоток в Латвию начнет снижаться, считает председатель правления Вентспилсского порта Айварс Лембергс.

По его словам, позитивная динамика по грузообороту Вентспилсского порта в первые месяцы этого года еще ни о чем не говорит.

Посол России в Латвии Евгений Лукьянов - Sputnik Латвия
Транзит, диалог и рост экономики: Лукьянов о том, почему с Россией придется считаться

"Для Латвии это не позитивная тенденция. Все дело в том, что в российских портах мощности для перевалки угля недостаточны, и для его вывоза Россия вынуждена использовать порты других стран, в том числе стран Балтии. Если для перевалки нефтепродуктов порты Латвии используются по остаточному принципу и тенденция снижения потока этих грузов стремительно продолжается, то с углем это происходит медленнее. Рижские терминалы сейчас не справляются с грузопотоком угля, поэтому он идет и в Вентспилс, за счет чего в этом году наблюдается прирост грузооборота. К тому же в прошлом году зимние месяцы были очень слабыми для портовых терминалов, поэтому в этом году есть плюс", - рассказал Лембергс в интервью Ventas Balss.

По его мнению, еще три-четыре года Латвия будет сохранять объемы перевалки угля, следующего транзитом из России, а дальше – перспективы неясные.

"В Финском заливе строятся мощные терминалы, кроме того, давно заявленный терминал в Мурманске, насколько я знаю, продвигается, а также на Таманском полуострове осваиваются миллиардные капиталовложения в перегрузочные мощности. (…)Транспортная система России ориентирована либо на Финский залив, либо на Беларусь и через нее – в Европу, только не на страны Балтии", - пояснил Лембергс.

Добыча угля - Sputnik Латвия
Латвии ничего не останется: РФ готовит еще один порт под перевалку угля

Председатель правления Вентспилского порта считает, что стивидорам надо перестать надеяться на массовые грузы, такой ситуации, как раньше, уже не будет никогда, и те, кто не сумеет переориентировать свой бизнес на работу с различной номенклатурой грузов меньшего объема, уйдут.

"Если когда-то в порту перегружалась сырая нефть, низкокачественное дизтопливо и небольшие объемы бензина, то сейчас массовые грузы нефтепродуктов замещает нефтехимия, которая намного более вонючая, чем прежние грузы, что почувствовали и жители города, а нефти и вообще нет. Поэтому из перегружающих нефтепродукты компаний останутся на плаву те, которые будут способны очищать свои трубопроводные системы под каждый новый груз, а те, кто понадеется на массовые грузы, не выдержат конкуренции", - сказал Лембергс.

Также он оценил перспективы замещения российских грузов в Латвии китайскими. По его словам, какой-то объем китайского транзита Латвия может получить, но это несопоставимо с потоком из РФ.

Перевалка угля в Рижском порту - Sputnik Латвия
Стивидоры Рижского порта боятся лишиться российского угля

"Китай выбрал своим стратегическим партнером на востоке Беларусь, где под Минском строится огромный индустриальный парк "Великий камень". Латвия может надеяться на китайские грузы, которые будут направляться в Скандинавию, но нам придется конкурировать с Клайпедой. Поскольку самое короткое соединение Латвии со Скандинавией – через Вентспилс, то мы тоже надеемся на китайские грузы. Правда, какого-либо благоприятного для нас прогресса пока что нет. В любом случае это будут не массовые грузы, не миллионы тонн, поэтому они не смогут заместить утраченные транзитные грузопотоки", - сказал Лембергс.

Проект железнодорожной магистрали Rail Baltica, по его мнению, для Вентспилсского порта, скорее, отрицательный.

"Rail Baltica, скорее, отнимет у нас грузы, чем добавит. Часть грузов в Европу будет доставляться по железной дороге, а не через порты. В выигрыше окажется Рига, где грузы станут перегружать. Правительство Латвии подходит к этому проекту в отрыве от остального народного хозяйства, не проанализировав влияние Rail Baltica на Лиепаю, Вентспилс и всю Курземе в целом. Экономического обоснования проекту Rail Baltica нет, это чисто политический проект", - сказал Лембергс.

Лента новостей
0