Мэр Даугавпилса Андрей Элксниньш рассказал в соцсетях душераздирающую историю — о том, как его и вице-мэра Риги Вадима Баранника обыскали в рижском аэропорту. Оба должностных лица, представляющих партию "Согласие", возвращались с саммита лидеров в сфере городского транспорта, который проходил в Москве.
"Процедуру постарались обставить максимально "зрелищно", — пишет Элксниньш, — с бегущим к таможенникам пограничником, который узнал меня при прохождении паспортного контроля, привлечением собак, раскладыванием нижнего белья, доскональным перетряхиванием всего багажа и фотографированием визитных карточек (видимо, визитку от Путина искали)".
Мэр возмущен: почему обыскивают лишь представителей "Согласия"? И задает вопрос Службе государственной безопасности (ранее Полиция безопасности - ред.): будут ли обыскивать лучших школьников Даугавпилса, которые этим летом собираются поехать в Москву на международный форум "Город Образования"?
Городской транспорт и "зеленые человечки"
Вот что я имею сказать по этому поводу.
Уважаемый господин Элксниньш! Как экс-депутат Сейма и юрист, вы, конечно, знаете, что три года назад, в рамках борьбы с "российской угрозой", парламент Латвии принял поправки к Уголовному закону. В том числе — статью 81 прим, которая карает за "помощь иностранному государству в его деятельности, направленной против Латвийской Республики".
Цель правящих политиков понятна: пресечь контакты жителей Латвии с Россией. Но как это сделать? Привлечь к уголовной ответственности за шпионаж не так-то просто. Для этого нужно доказать, что человек работает на российскую разведслужбу или передает в Россию секретную информацию.
А как быть с теми, кто никаких секретов не передает, но при этом сотрудничает с государственными ведомствами РФ, не имеющими отношения к разведке, с российскими общественными организациями, коммерческими структурами?
Для таких случаев и была изобретена статья 81 прим. Я называю ее "шпионаж-лайт". Наказание не столь суровое, как за шпионаж, — всего до пяти лет лишения свободы (за шпионаж — до двадцати лет), зато карательный потенциал статьи — огромен.
Вот вы и столичный вице-мэр ездили в Москву и, вероятно, рассказывали там российским коллегам о работе городского транспорта в Риге и Даугавпилсе. Делились опытом… но не только опытом. Вы делились информацией с "враждебным" государством о том, как функционирует транспорт в двух важнейших городах Латвии.
Да, это не секретная информация, но у "врага" ушки на макушке! Проникнет отряд "зеленых человечков" в Латгалию, и командир отряда — благодаря вашей информации — уже будет четко знать, где и когда сподручнее захватить автобусы. Или как надежнее парализовать общественный транспорт, чтобы спровоцировать возмущение горожан.
Так что, вашу с Баранником поездку в Москву вполне можно трактовать как деятельность, направленную против безопасности Латвии. Та самая статья 81 прим. Чего ж удивляться, что ваш багаж перетряхнули в аэропорту?
И школьников, которые летом поедут в Москву, обыщут. Они ведь могут везти домой, например, российские учебники по истории, в которых написано что-то "неправильное" про Латвию. А это "угроза" информационной безопасности.
Был бы человек, а статья найдется
Понятно, я утрирую, но лишь чуть-чуть. Примерно на таких же "веских" основаниях, как я описал, начаты уголовные процессы по статье 81 прим против Александра Гапоненко, Ильи Козырева, Юрия Алексеева, Дмитрия Сумарокова.
Думали, членов "Согласия" не коснется? Еще как коснется. Вы же юрист и прекрасно понимаете, что при желании под эту статью можно подвести любые контакты с Россией, вплоть до родственных. Был бы человек, а статья уже готова.
В январе этого года я обратился с открытым письмом к лидеру парламентской фракции "Согласия" Янису Урбановичу. В нем призвал добиваться исключения из Уголовного закона статьи 81 прим. Или как минимум изменения ее редакции. Поскольку в нынешней редакции она угрожает правам человека, гарантированным Конституцией.
На сегодня даже не существует — по крайней мере в публичном пространстве — списка иностранных организаций, сотрудничество с которыми являются преступлением. Чем должен руководствоваться житель Латвии, вступая в контакт с российскими физическими и юридическими лицами? Классовым чутьем?
У "Согласия" достаточно депутатов, чтобы поднять этот вопрос в Сейме или обратиться в Конституционный суд. Сделайте это. Хотя бы из интересов собственной безопасности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.