Ранее стало известно, что новозеландский стрелок Брентон Таррант посещал Эстонию и, возможно, Латвию. Полиция Эстонии подтвердила, что 4 декабря 2018 года Таррант прилетел из Австрии в Эстонию. Там мужчина арендовал машину и на следующий день, предположительно, отправился в Латвию. Через два дня он вернулся в Эстонию и потом снова выехал в направлении Латвии на автобусе. По информации эстонских журналистов, Таррант провел в Балтии неделю. Служба госбезопасности (СГБ) Латвии в настоящее время проверяет информацию о приезде Тарранта.
Мендкович отметил рост националистического движения в Прибалтике и на Украине в последнее время. Легитимизировать себя в глазах политиков и активистов других стран, а также свободно устанавливать контакты с неонацистами из других регионов им позволяет тот факт, что они позиционируют себя как противников России. Возможная связь Тарранта с неонацистским сообществом в Прибалтике не должна удивлять, считает эксперт.
Неосведомленность спецслужб Латвии о том, что в страну приезжал террорист, может быть и следствием сокращения контактов с коллегами из России.
"Редуцирование сотрудничества с крупными зарубежными спецслужбами всегда плохо влияет на текущую работу", - сказал эксперт, пояснив, что собственных человеческих и финансовых ресурсов в Латвии и других маленьких странах для отслеживания террористической активности не хватает.
Гражданин Австралии, правый экстремист Брентон Таррант 15 марта устроил стрельбу в двух мечетях Крайстчерча (Южный остров, Новая Зеландия). Жертвами терактов стали пятьдесят человек, еще пятьдесят пострадали. Перед терактом Таррант опубликовал 74-страничный манифест, а сами нападения транслировал в Facebook.
За два дня до нападения Таррант делился на своей странице в Facebook видео с латвийского Праздника песни и танца, где хор исполняет песню "Лиго". Пост сопровождался комментарием о том, что эта часть культуры может исчезнуть.