Пока на Украине социологи тренированными пальцами доят тучные бюджеты предвыборных штабов, "замеряя общественное мнение", мы, скромные служители биг-дата журналистики и политической медиаметрии, выполняя свой профессиональный долг, проанализируем публикации на эту тему в зарубежных СМИ.
И вот что выходит.
Кого ни выберут украинцы – пусть зовется президентом, но это будет президент-симулякр. Потом разберемся, воспитаем в нужном формате. Или что-то еще придумаем. Но главное, ничего не менять! Очень надо сделать именно так – отложить на потом. По такой стратегии на украинском поле имеется консенсус у США, Германии, Франции, Польши, "нового ЕС двух скоростей" и даже НАТО.
Пункт первый консенсуса: проект "Украина" в его варианте 2014 года, предназначенном для торпедирования энергетической независимости Евросоюза, и в варианте 2015 года, когда планировалось превратить несчастную страну в пугало для демонстрации последствий "агрессивных устремлений Путина", закрыт. Окончательно и бесповоротно.
Пункт второй: нового проекта "Украина" пока нет.
Пункт третий: Украина это ужас, ужас, ужас!
Начнем с французов
Французские политики не знают, что надо делать, зато отлично знают, чего делать не надо! Политолог Сезар Лесаж на страницах Les Echos (04.12.18), выражая мнение почти всех своих коллег, заявил: "Брюссель должен проявить хладнокровие и выдержку, не вводить против России дополнительных санкций, которые все равно не принесут ожидаемых результатов, а лучше занять позицию миротворца и посредника между Россией и Украиной". Речь вообще шла о том, чтобы европейцы осознали следующее: с 2014 года Киев намеренно пытается взять Брюссель в заложники и втянуть европейцев в ультранационалистический крестовый поход, который все больше и больше выходит из-под контроля.
Арно Дюбьен, глава аналитического центра "Обсерво" при Франко-российской торгово-промышленной палате в Москве, сказал в интервью журналу L'Opinion (21.12.18) по поводу Украины следующее: "Ситуация заблокирована и может еще больше ухудшиться. (…) Некоторые политические лидеры, особенно президент Порошенко, хотят прибегнуть к эскалации напряженности, надеясь, что это поможет им остаться у власти. Мы должны подготовиться к третьей газовой войне, поскольку срок действия контракта на транзит газа истекает в конце 2019 года, и вряд ли к этому времени будет достигнута договоренность. Что касается Донбасса, то Минские соглашения находятся в тупике".
Президентская страда от слова "страдать"
Если говорить кратко, то тема украинских президентских выборов население стран мира волнует в весьма незначительной степени. Так, если популярность этой темы на Украине принять за 1,0, то в Молдове данный индекс составит 0,39, в Беларуси – 0,36, России – 0,20, Латвии – 0,15. В остальных странах, особенно за пределами постсоветского пространства, наблюдаются уже только следы интереса. Хотя абсолютные цифры, конечно, достаточно велики.
Удивительно равнодушная к текущей кампании пресса США буквально проклинает разворачивающее действо. Всегда вежливый Bloomberg три дня назад (22.03.2019) без обиняков заявил: "Самая грязная президентская гонка за всю историю Украины", и доказал, что это не пропагандистский фейк: "подкуп избирателей, прослушка, теневые спонсоры и кандидаты-однофамильцы". Глобалисткая, антитрамповская и русофобская газета The Washington Post в материале от 18.03.2019 вообще договорилась до необходимости раздела Украины: "Если Украина сможет продолжить свой путь к децентрализации, удаляя власть от Киева, то может быть не важным, кто станет следующим президентом".
Вполне понятно уныние качественной британской прессы, которая делает вид, что занята только Brexit (это-таки да). Местные СМИ не проявили креатива, заявив, что все равно все будет в пользу "ненавистного Путина". Издание Express.co.uk (27.02.2019) прямо так и говорит (правда, устами американского политолога Александра Мотыля): "Победа Зеленского будет сценарием мечты для Путина".
Региональные расклады и загогулины
Вот как выглядит сравнительная популярность кандидатов внутри Украины, если учитывать данные за последнюю неделю:
– Владимир Зеленский набирает наибольший процент голосов в Днепропетровской, Запорожской, Харьковской области, городе Киеве.
– Петр Порошенко – только в Ивано-Франковской области.
– Юлия Тимошенко – Черниговская, Волынская, Житомирская области.
Так что Зеленский просто молодец. Он понимает (или ему подсказали), что успешное возделывание электоральных полей в наш век происходит по законам и в форматах масс-культуры: показывай себя по телевизору в разных шоу (и сериалах) – и будет тебе счастье. Собственно, все так и делают, но не у всех это получается хорошо. А у Зеленского здесь талант.
Петр Алексеевич Порошенко с начала марта тоже "сел" в телевизор за счет припасенных заранее информационных поводов. Но поводы кончились, и Зеленский рулит.
А Юлия Владимировна Тимошенко переживает экзистенциальную катастрофу: немцы ей теперь не друзья. СМИ Германии пишут о выборах позорно мало, а вот негатива по выборам с их стороны неожиданно много. В отношении же Тимошенко эти СМИ откровенно хамят. Как вам такой пассаж из негативного в целом материала в Der Spiegel (23.02.2019): "Ни сексуальности, ни денег, но известность. Пять лет после Майдана – и Юлия Тимошенко собралась избираться на пост президента. Ради этого она готова на все".
Но предсказать успех Зеленского – это как решить задачку без звездочки. Изучив представленную картину динамики популярности кандидатов в украинские президенты, любой "пикейный жилет" сделает вывод, что к реализации принят сценарий второго тура. Развивать эту тему даже не интересно.
Выскажем крамольную мысль, что в нынешней ситуации любой новый президент Незалежной будет являться продуктом и марионеткой пусть и несплоченного, но договороспособного внешнего геополитического коллектива.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.