Обзор латышских СМИ

В Латвии уже не рождаются неграждане: о чем писали латышские СМИ

Давать гражданство детям родителей, которые этого не хотят — не в коня корм, а остальные и так получают почти автоматически
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Обосновавшаяся в Латвии россиянка: зачем тут вообще русские школы? Как у нас отнимут деньги.

Почему предоставление гражданства детям бессмысленно

На портале Pietiek.com Алексис Золднерс подключился к дискуссии о целесообразности инициативы президента Раймондcа Вейониса об автоматическом представлении гражданства Латвии всем рождающимся детям неграждан.

Комплекс гостя в Латвии и закон о детях неграждан: Линдерман о скрытом влиянии
Он не рассматривает эту идею ни как опасную, ни как расшатывающую устои государства. По его мысли она просто скучная и немного раздражающая.

"Да, звучит хорошо — в Латвии больше не рождаются неграждане, - пишет автор. - Но я поведаю кое-что, что для многих будет новостью — в Латвии уже сейчас не рождаются неграждане".

Вернее несколько десятков на свет появляются, но это какие-то 0,02% от всех новорожденных. После округления - как раз 0%.

Но как вообще в Латвии могут рождаться неграждане, в чем ошибка? Ответ — латвийское государство не производит неграждан. Чтобы отпрыск двух неграждан стал гражданином, достаточно согласия хотя бы одного из родителей. Просто высказать пожелание, а совсем не заниматься улаживанием сложных юридических формальностей.

Поэтому можно сказать, что негражданами делают новорожденных сами родители, но не государство. Даже если вы не успели в первый день, до достижения 15 лет один из родителей может написать заявление о присвоении ребенку гражданства, и он станет гражданином. Все очень просто.

Воронов: одна из главных проблем Латвии - нерешенный вопрос неграждан
Если же родители упорно не желают записать свое чадо в граждане, то это, по словам автора, может свидетельствовать только об одном — определенном и принципиальном отношении к государству. Поэтому возникает вопрос — каким гражданином вырастет человек, воспитывавшийся в такой вот семье?

Конечно, дети не всегда вырастают копией родителей. Быть может сегодняшний младенец вырастет в юношу, который относится к Латвии весьма позитивно. Но и тут у меня для вас хорошая новость — радуется Золднерс — по достижении 15 лет юноша может стать гражданином уже по собственному желанию. Это тоже не трудно — продемонстрировать знания госязыка на невысоком уровне централизованного экзамена в средней школе и предоставить фото 3Х4.

Другими словами, автоматическое представление гражданства бессмысленно, ибо не изменит ничего ни у кого в жизни и не может рассматриваться каким-то грандиозным подарком нацменьшинствам на 100-летие Латвии. Никто его даже не заметит.

Инициатива президента о детях неграждан: кто в Сейме проголосует "за"
Завершает автор тем, что, по его мнению, с институтом негражданства Латвия в свое время поступила правильно. Но у некоторых все-таки имеется что-то вроде чувства вины за миф о "предательстве" 1991 года или о "нарушении обещаний", о которых постоянно напоминают критики и противники нашего государства. Поэтому чувствующие вину политики и латыши хотят сделать шаг навстречу, чтобы самим чувствовать лучше, хотя самим нацменьшинствам будет все равно. Наоборот, это бы ограничило право родителей выбирать судьбу своих детей.

В последних строках своей заметки автор призывает неграждан регистрировать своих детей гражданами, самим становиться гражданами, чтобы вместе строить Латвию.

Как от нас отнимут деньги. Технология проста

В деловой газете Dienas Bizness Янис Шкупелис пишет о войне, которую Латвия собирается объявить... деньгам. Пока что наличным.

В глобальном масштабе идея обсуждается несколько лет: источником экономических и финансовых проблем в мире являются наличные деньги, которые "непрозрачны". Их использование связывают с уклонением от налогов, отмыванием денег, вымогательством, торговлей наркотиками и пр. Но главное — они уменьшает возможности государства контролировать свои доходы.

"Дают заработать банкам": жительница Латвии против ограничений на сделки с наличностью
Для обывателя и предпринимателя важно другое. Если Латвия предпримет шаги по искоренению наличных, это повлияет на их жизнь. Все будет происходить за счет приватности. Во-первых, всегда кто-то сможет следить за нами и видеть, как мы тратим деньги, а это серьезное вмешательство в частное пространство. Во-вторых, информация может попасть в неправильные руки. Многое зависит от того, кто будет "большим братом". Информация может быть обращена против индивида, и в один прекрасный момент на основании более или менее обоснованных подозрений (или ошибки) человек будет "заблокирован" так, что не сможет купить в Maximа буханку хлеба.

Еще один фактор связан с периодом отрицательных банковских ставок. Существует мнение, что эффективности политики процентных ставок центробанков мешает возможность держать наличными крупные суммы денег. Ставки центробанков уже рекордно низкие или даже отрицательные. В такие моменты, если экономика слабеет, для снижения ставок ничего уже сделать нельзя, потому что у людей есть альтернатива. Сейчас банки боятся перевести затраты на отрицательные ставки на клиентов, потому что тогда люди просто будут держать деньги "в чулке", Если такой возможности их лишить, то ничто не помешает применить отрицательную ставку к остатку на счете, и кому-нибудь покажется, что лучше уж эти деньги истратить, что стимулирует экономику.

Латвия - чемпион по борьбе с наличными
Раньше это казалось чем-то невообразимым, но теперь может оказаться весьма близкой реальностью. ЕЦБ уже давно установил отрицательную ставку на депозиты коммерческих банков, а они начнут применять ее к счетам предприятий, на которых хранятся большие средства. Масштабное снятие наличных из банков означает также ухудшение их способности выдавать кредиты.

Идеи звучат самые разные. Например, о введении двух систем валют - электронных денег и наличных денег, при том что любые покупки в магазине наличными будут дороже.

Зачем тут вообще русские школы?

Под заголовком "Я вышла замуж за Латвию" Latvijas Avīze публикует интервью с живущей в Латвии с 2003 года россиянкой, уроженкой Иркутска Дарьей Тихомировой, тренером по конному спорту и руководителем команды конников–паралимпийцев, обладателем премии "Гордость Латвии".

В Минобразования даже не думали, что делать, если суд "вернет" русские школы
В Латвию она перебралась вместе с мужем Валдисом. В ответ на вопрос об отношении к шумихе о переводе русских школ на латышский язык она рассуждает так: "Мои дети, конечно, учатся на латышском языке. Я вообще не понимаю и никогда не понимала, почему здесь должны быть русские школы. Может быть — одна большая школа во всем государстве, где учились бы дети дипломатов или коммерсантов, если родители сюда приехали на год или два. Мне не кажется правильным, что в государстве постоянно есть огромный слой с образованием на чужом языке. Другое дело, что дети, которые желают углубленно осваивать русский язык, должны иметь возможность делать это факультативно без платы".

"Русская культура столь глубока и богата, что если в семье говорят по–русски, и в ней ребенок получает культурный опыт, этого совершенно достаточно, — продолжает госпожа Тихомирова. — Хотя мои дети учат латышский, у них с освоением русской культуры все в порядке. У меня очень много воспитанников, учащихся на латышском языке. Есть также воспитанники, учащиеся в русских школах, ибо начали туда ходить в первый класс. Но родители часто сами говорят, что было бы лучше, если бы дети учились на латышском языке". Кстати, сама Тихомирова — гражданка России, а дети до 18 лет сохраняют двойное гражданство.

Только однажды от пожилой женщины ей пришлось услышать хрестоматийную фразу "Русские, вокруг одни русские". Но она списывает это на возраст старушки и на то, что у нее было плохое настроение.

Долги по налогам, как подарок к столетию

Латышская пресса продолжает шуметь по поводу сюрприза от налоговиков, благодаря которому десятки тысяч латвийцев оказались должны родному государству. Тему подхватил Марис Краутманис из Neatkarīgā Rīta Avīze.

В прошлом году перед выборами тогда еще министр финансов Дана Рейзниеце-Озола сказала, что налоговая реформа – подарок к столетию Латвии. В этом месяце многим тысячам жителей пришел мейл - "обвязанная веселой ленточкой посылочка от Службы госдоходов". Люди встревоженно открывали послание и видели, что внутри не конфеты, а сообщение, что у них долг по налогам. У кого 3,7 евро, у кого 200-300 евро, у кого еще больше. Теперь в тысячах квартир и в соцсетях звучат брань и проклятия в адрес СГД.

Лишь каждый пятый латвиец не планирует подавать налоговую декларацию добровольно

Хотя не СГД виновата в таком неприятном сюрпризе – СГД только технический исполнитель решений правительства, гонец, который принес дурную весть.

Простой человек и так уже каждый день ощущает на себе разнообразный прессинг и стресс. Цены и расходы постоянно растут. Куда ни повернись, всюду есть возможность вляпаться в какие-то неприятности, штрафы и долги. Раньше о налогах голова болела только у бизнесменов и бухгалтеров, а теперь практически всем работающим людям придется освоить бухгалтерию, юриспруденцию и компьютер, чтобы спать спокойно с мыслью, что ты ничего не должен государству.

Человек работает в поте лица, некоторые - на двух работах, чтобы получить приличную зарплату, которая позволит содержать семью, отправить в школу детей, купить лекарства родителям. Но как только он начинает зарабатывать примерно столько же, сколько в Англии или Германии малоквалифицированный разнорабочий, он уже попадает в ту категорию людей, с которой причитается "доплата". Должником невесть как стали даже некоторые школьники, которые немного подработали летом. Довольно травмирующее первое знакомство с налоговой системой.

Это, как бы сказали французы, "кошмар" (cauchemar) или бред. Французы в такой момент выходят на улицы. Хорошо, что латыши не французы и как-то пересиливают гнев и унижение, пишет автор. А для самых сердитых это, возможно, станет последней каплей, чтобы решиться собирать чемоданы и уехать, пока Великобритания еще не "брекзитнулась".

Еврокомиссия про латвийскую налоговую реформу тоже не может сказать ни единого доброго слова. Для получателей низких зарплат налоги не снизились. Латвийская социальная политика в ежегодном отчете Еврокомиссии забракована, пропасть неравенства растет, а риск нищеты, как ужасная яма, тоже только расширяется.