Трудных детей в латвийских школах отправят в обычные классы

Коррекционные классы в латвийских школах заменят индивидуальным подходом к ученикам
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 11 мар — Sputnik. Программ педагогической коррекции в Латвии со следующего года не будет – трудные дети будут учиться в общеобразовательных классах. Директора школ выражают озабоченность в связи со сложившейся ситуацией, но в Минобразования считают, что детей нельзя изолировать, передает программа "Личное дело" на LTV7.

Развивайте индивидуальный подход

В этом учебном году программы педагогической коррекции реализуются только в 19 учебных заведениях – это почти вдвое меньше, чем годом ранее. С 1 сентября 2018 года учащихся на эти программы больше не принимают, а со следующего учебного года они будут ликвидированы полностью. В министерстве образования и науки считают, что в программах педагогической коррекции больше нет необходимости – дети не должны быть изолированы, а должны вовремя получать поддержку.

"Созданы предпосылки для оказания индивидуальной поддержки школьникам, которые обучаются в общеобразовательных классах. Поэтому пропадает необходимость в искусственном поддержании и финансировании программ педагогической коррекции", - заявили в Минобразования.

В будущем школам придется больше работать над индивидуальными подходами к ученикам – это будет одним из условий аккредитации образовательных учреждений.

"Дедовщина" в объединенных классах

Однако против ликвидации программ коррекции выступают многие педагоги.

Закрывают не только русские школы, но и заведения для детей с дефектами речи

"Классы педагогической коррекции были направлены на то, чтобы дать возможность детям поверить в себя, получить те знания, которые они упустили, выровняться и перейти в общеобразовательные классы", - пояснила директор школы-интерната "Ластадия" Светлана Егорова. Отправлять всех в общеобразовательные классы неправильно, считает она.

В "Ластадию" попадают дети из многодетных, малообеспеченных и бедных семей, часто с непростым бэкграундом. Есть и те, кто попадает в эту школу по решению суда или социальных служб. Всего здесь учатся 154 человека. Еще в прошлом году многие из них обучались по программе педагогической коррекции, таких классов было 8. В этом году остался только один. Директор школы вынуждена была смешать детей из разных классов. Во-первых, из-за нехватки учеников в общеобразовательных классах, во-вторых, со следующего года все равно всем придется учиться вместе. Результат, по словам Егоровой, оказался "не очень".

Детям из коррекционных классов нередко сложно влиться в коллектив в общеобразовательных классах, трудные дети начинают противопоставлять себя остальным, пояснила Егорова. В объединенных классах дети, у которых иногда было и криминальное прошлое, могут становиться неформальными, отрицательными лидерами, которые устанавливают свои правила, срывают уроки и тянут за собой весь класс, рассказала социальный педагог "Ластадии" Лариса Целминя. По ее словам, дети, которые пытаются сопротивляться таким "лидерам", становятся белыми воронами и могут даже подвергаться физическому насилию.

С некоторой долей скепсиса на закрытие программ педагогической коррекции смотрит и директор единственного в Латвии центра социальной коррекции Naukšeni. Исправительное учреждение находится на границе с Эстонией, сюда попадают несовершеннолетние правонарушители. Большинство из них — второгодники.

"Если не будет программ педагогической коррекции, все равно должны быть учреждения, где облегченный режим. В противном случае эти дети будут проводить время на улице. Там они рано или поздно совершат или административное, или уголовное правонарушение. Это неизбежно", - считает директор Naukšeni Дидзис Чакурс.

Проект Pumpurs

Одной из предпосылок закрытия коррекционных программ в Минобразования Латвии считают проект Pumpurs, который начал работать в 2017 году. На него выделено 37,5 миллиона евро, 80% финансирования — деньги еврофондов. Проект охватывает 355 общеобразовательных учебных заведений, из них 62 - в Риге, 34 государственных профучилища. Его цель — не дать учащимся бросить учебу, сложности в освоении дисциплин решают в том числе благодаря дополнительным занятиям с учителями-предметниками, которым за это платят прибавку к зарплате. Однако педагогов для дополнительных занятий в рамках Pumpurs не хватает.

Школьник в Башкирии напал на одноклассницу и устроил пожар

"У меня просто нет физической возможности обучать всех желающих дополнительно – занятия проходят после уроков. (…) Я не могу взять больше учеников, чем это возможно", - рассказала учитель английского языка Рижской вечерней школы им Рейниса Лорета Биерне.

В самом проекте Pumpurs считают, что школе нужно привлекать дополнительных учителей. Где их взять с учетом нехватки педагогов по всей стране - вопрос организации со стороны самих школ.

Проекту Pumpurs "отмерена жизнь" до 2022 года, его дальнейшая судьба неизвестна. Как и непонятно, как быть тем, кто нуждается в дополнительных занятиях и другой поддержке.

В Минобразования утверждают, что будут искать дополнительные деньги для продолжения идеи Pumpurs и после 2022 года. Уже в этом учебном году самоуправления получили на 5,5% больше средств на психологов, специальных педагогов - то есть на так называемый поддерживающий персонал в школах.

"Мы работаем над тем, чтобы эта система прижилась, чтобы этот порядок стал своего рода социальной ответственностью, - заявила старший эксперт проекта Pumpurs Кристине Йозауска. – Эти дети все равно будут, и решение (финансовое, для продолжения программы в том или ином виде – ред.) придется искать. Возможно, самоуправления уже сейчас привлекают специалистов со стороны и ищут средства в своих бюджетах".