Новак: нет смысла использовать ГТС Украины, она стара, как "Жигули"

России и потребителям газа в Европе выгоднее использовать новые маршруты доставки газа в Европу, украинский транзит - самый дорогой из всех существующих, заявил Александр Новак
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 27 фев — Sputnik. Тариф на прокачку российского газа через территорию Украины при поставках в Европу на сегодня — самый дорогой из всех маршрутов. При этом украинская ГТС стара, как "Жигули", и там большие потери при транспортировке газа, целесообразнее использовать новые газопроводы, заявил глава Минэнерго РФ Александр Новак в интервью "Газете.Ru".

"Украинское направление на сегодняшний день является самым дорогим, и там самый высокий тариф установлен — он в 2-2,5 раза выше, чем другие маршруты. Чем, например, такие маршруты, как Ямал — Европа, чем "Северный поток — 1", — сказал Новак.

Так, транспортировка газа по "Северному потоку" обходится почти в два раза дешевле, чем себестоимость транспортировки по газовой системе Украины, отметил Новак.

Удивительное рядом. "Нафтогаз" опять побеждает "Газпром"

Он пояснил, что украинская ГТС создавалась еще при СССР, более 50 лет назад, и сейчас находится в довольно изношенном состоянии, эксплуатационные расходы на этом маршруте высокие. Современные же трубопроводы укладываются по новым технологиям — с использованием труб большого диаметра, в них поддерживается высокое давление, что ускоряет доставку газа потребителям при низких потерях газа при транспортировке.

"Она (украинская ГТС — ред.) требует просто огромных вложений — миллиардов евро — для того, чтобы ее восстановить и модернизировать до уровня хотя бы соответствующего современным технологиям. Какой смысл использовать "Жигули", если у вас есть современный автомобиль "Лада", например, если не говорить о каких-то иностранных моделях", — сказал Новак.

По его словам, российская сторона, запуская газопроводы "Северный поток — 2" и "Турецкий поток", сможет обеспечить потребителям газа в Европе не наращивать расходы на топливо из-за транспортных расходов, которые увеличиваются при использовании украинского маршрута.

В январе в Брюсселе прошла трехсторонняя встреча России, Украины и Еврокомиссии, на которой обсуждались вопросы транзита газа после 2019 года, когда истечет действующий контракт между "Газпромом" и украинским "Нафтогазом". Никаких конкретных договоренностей не было достигнуто, однако ЕК сделала сторонам предложение по будущему контракту. Его детали не раскрываются, в ЕК раскрыли только некоторые параметры, а именно: контракт необходимо подписать на срок более 10 лет, а объемы должны быть привлекательными в том числе для инвесторов, которых будут приглашать для модернизации ГТС Украины.

Угрозы, газ и медные трубы. Украинская ГТС готовится к худшему

Продолжить обсуждение вопроса транзита российского газа через Украину на уровне министров планируется в мае.

В МИД РФ заявили, что Россия готова продолжать осуществлять транзит газа через Украину. Однако это должно быть на условиях Москвы, заявил замглавы МИД РФ Александр Панкин.

В свою очередь, в Киеве российские условия дальнейшего транзита газа через Украину не приемлют, заявил исполнительный директор "Нафтогаза" Юрий Витренко. По его словам, среди условий — восстановление баланса в отношениях между "Нафтогазом" и "Газпромом" путем отмены решений Стокгольмского арбитража в апелляционном суде в Швеции или заключения мирового соглашения, в котором "Нафтогаз" добровольно отказывается от требований к "Газпрому" выполнить решение арбитража.

Второе требование "Газпрома", как рассказал Витренко, — переговоры могут идти о продлении текущего контракта между "Нафтогазом" и "Газпромом", "который российская сторона считает таким, который отвечает европейским и украинским правилам, и при этом не содержит никаких обязательств "Газпрома" по объемам транзита".

"Северный поток - 2" в фазе неотвратимости. Новая карта Европы

По словам Витренко, "Нафтогаз" не собирается отказываться от требований в суде, а нынешний транзитный контракт не может быть продлен.

Украина опасается прекращения транзита российского газа после строительства газопровода "Северный поток — 2" до Германии по дну Балтийского моря, поскольку в таком случае бюджет страны потеряет значительные средства. Новый трубопровод планируется построить рядом с действующим "Северным потоком", маршрут "Северного потока — 2" до Германии почти на две тысячи километров короче, чем через Украину, что снижает стоимость его доставки.

Ранее глава "Газпрома" Алексей Миллер заявлял, что после ввода "Северного потока — 2" транзит через Украину может сохраниться в объеме 10—15 миллиардов кубометров в год. "Нафтогаз" же хочет более серьезных объемов, около 40 миллиардов кубометров, иначе содержание полупустой "трубы" становится нерентабельным.