РИГА, 27 фев — Sputnik. Тариф на прокачку российского газа через территорию Украины при поставках в Европу на сегодня — самый дорогой из всех маршрутов. При этом украинская ГТС стара, как "Жигули", и там большие потери при транспортировке газа, целесообразнее использовать новые газопроводы, заявил глава Минэнерго РФ Александр Новак в интервью "Газете.Ru".
"Украинское направление на сегодняшний день является самым дорогим, и там самый высокий тариф установлен — он в 2-2,5 раза выше, чем другие маршруты. Чем, например, такие маршруты, как Ямал — Европа, чем "Северный поток — 1", — сказал Новак.
Так, транспортировка газа по "Северному потоку" обходится почти в два раза дешевле, чем себестоимость транспортировки по газовой системе Украины, отметил Новак.
Он пояснил, что украинская ГТС создавалась еще при СССР, более 50 лет назад, и сейчас находится в довольно изношенном состоянии, эксплуатационные расходы на этом маршруте высокие. Современные же трубопроводы укладываются по новым технологиям — с использованием труб большого диаметра, в них поддерживается высокое давление, что ускоряет доставку газа потребителям при низких потерях газа при транспортировке.
"Она (украинская ГТС — ред.) требует просто огромных вложений — миллиардов евро — для того, чтобы ее восстановить и модернизировать до уровня хотя бы соответствующего современным технологиям. Какой смысл использовать "Жигули", если у вас есть современный автомобиль "Лада", например, если не говорить о каких-то иностранных моделях", — сказал Новак.
По его словам, российская сторона, запуская газопроводы "Северный поток — 2" и "Турецкий поток", сможет обеспечить потребителям газа в Европе не наращивать расходы на топливо из-за транспортных расходов, которые увеличиваются при использовании украинского маршрута.
В январе в Брюсселе прошла трехсторонняя встреча России, Украины и Еврокомиссии, на которой обсуждались вопросы транзита газа после 2019 года, когда истечет действующий контракт между "Газпромом" и украинским "Нафтогазом". Никаких конкретных договоренностей не было достигнуто, однако ЕК сделала сторонам предложение по будущему контракту. Его детали не раскрываются, в ЕК раскрыли только некоторые параметры, а именно: контракт необходимо подписать на срок более 10 лет, а объемы должны быть привлекательными в том числе для инвесторов, которых будут приглашать для модернизации ГТС Украины.
Продолжить обсуждение вопроса транзита российского газа через Украину на уровне министров планируется в мае.
В МИД РФ заявили, что Россия готова продолжать осуществлять транзит газа через Украину. Однако это должно быть на условиях Москвы, заявил замглавы МИД РФ Александр Панкин.
В свою очередь, в Киеве российские условия дальнейшего транзита газа через Украину не приемлют, заявил исполнительный директор "Нафтогаза" Юрий Витренко. По его словам, среди условий — восстановление баланса в отношениях между "Нафтогазом" и "Газпромом" путем отмены решений Стокгольмского арбитража в апелляционном суде в Швеции или заключения мирового соглашения, в котором "Нафтогаз" добровольно отказывается от требований к "Газпрому" выполнить решение арбитража.
Второе требование "Газпрома", как рассказал Витренко, — переговоры могут идти о продлении текущего контракта между "Нафтогазом" и "Газпромом", "который российская сторона считает таким, который отвечает европейским и украинским правилам, и при этом не содержит никаких обязательств "Газпрома" по объемам транзита".
По словам Витренко, "Нафтогаз" не собирается отказываться от требований в суде, а нынешний транзитный контракт не может быть продлен.
Украина опасается прекращения транзита российского газа после строительства газопровода "Северный поток — 2" до Германии по дну Балтийского моря, поскольку в таком случае бюджет страны потеряет значительные средства. Новый трубопровод планируется построить рядом с действующим "Северным потоком", маршрут "Северного потока — 2" до Германии почти на две тысячи километров короче, чем через Украину, что снижает стоимость его доставки.
Ранее глава "Газпрома" Алексей Миллер заявлял, что после ввода "Северного потока — 2" транзит через Украину может сохраниться в объеме 10—15 миллиардов кубометров в год. "Нафтогаз" же хочет более серьезных объемов, около 40 миллиардов кубометров, иначе содержание полупустой "трубы" становится нерентабельным.