РИГА, 22 фев — Sputnik, Евгений Лешковский. В Риге 30 марта состоится второе Вселатвийское родительское собрание. Вначале его хотели устроить 2 марта, но потом решили перенести и приурочить к прошлогоднему - первому родительскому собранию, которое было во многом знаковым для Латвии, поскольку ранее ничего подобного не происходило.
Агрессивная реакция системы на это мероприятие вполне логична - точно так же животное, которое сталкивается с чем-то новым и не понимает, враг перед ним или нет, может ответить совершенно неадекватно.
Хотя на том собрании и происходило всего-то осмысление проблемы уничтожения русского образования, которую со сцены в конференц-зале гостиницы "Латвия" грамотно и внятно обсуждали, латвийские власти посчитали это чуть ли не попыткой свергнуть государственный строй в стране и посягнуть на ее устои.
Как результат – на некоторых участников завели даже по несколько уголовных дел. И ведь понятно, что это банальная кара системы за инакомыслие, за то, что посмели идти против нее. Хотя теперь эти дела "висят", а полицейские с судьями не понимают, что им со всем этим делать и как выйти из крайне некрасивой для себя ситуации.
Равно как очевидно и другое: система не смогла запугать защитников русского образования, которые теперь проводят уже второе родительское собрание.
Европе надоест латвийский беспредел
А в преддверии этого собрания комитет по культуре Европарламента (ЕП) направил премьер-министру Латвии Кришьянису Кариньшу официальное письмо. В нем "выражается озабоченность" планами латвийских властей реформировать в стране систему образования в школах нацменьшинств. Напомним, что в прошлом году евродепутаты Мирослав Митрофанов и Андрей Мамыкин собрали подписи 116 членов ЕП под призывом сохранить русское образование в Латвии.
Одновременно Штаб защиты русских школ призвал направлять жалобы непосредственно в Европарламент. К столетнему юбилею латвийской независимости простые жители страны направили сто петиций с требованием сохранить обучение на русском языке. Дальше была борьба за рассмотрение этих петиций. В ней участвовали не только Митрофанов и Мамыкин, но и эстонский русскоязычный депутат - Яна Тоом, а также депутаты из разных стран и фракций.
В итоге вопрос был передан в комитет по культуре ЕП. А на прошлой неделе этот комитет направил письмо в правительство Латвии, в котором говорится, что "система образования не может быть изолирована от социолингвистического контекста и общества", что "дети нуждаются в обучении на родном языке". Европарламент запросил у латвийского правительства пояснений по планам языковой реформы школ национальных меньшинств.
Евродепутат Мирослав Митрофанов сказал Sputnik, что, скорее всего, на этот раз Латвия не сможет не отреагировать на сигнал из Европарламента хотя бы потому, что со стороны премьера Кариньша – это было бы неуважением к своим бывшим коллегам.
"Да, в прошлом году Европарламент уже направлял Латвии несколько обращений на аналогичные темы. Тогдашний премьер Кучинскис передавал их министру Шадурскису, а вот тот уже откровенно тянул время. Но письма-обращения ведь не испарились, и в итоге теперь на них придется отвечать новому министру образования - Шуплинске. Почему Шадурскис не отвечал – понятно: у министерства заведомо проигрышная позиция.
С точки зрения наблюдателей извне, происходящее в Латвии – это вообще что-то дикое: учились дети, учителя преподавали, и тут их словно оглушили – завтра все ломаем, начинаем учить на другом языке. Почему? Нет гуманных и рациональных аргументов. Есть только грубое решение политиков.
И Латвия должна понимать, что она не сможет до бесконечности игнорировать обращения из структур Евросоюза. В итоге все это обратится против латвийских властей. Например, Венгрия слишком часто игнорировала замечания Евросоюза. В результате теперь ее поставили перед фактом: Венгрию могут лишить права голоса на уровне ЕС. А это принесет не только позор, но и новые экономические проблемы", - объяснил Митрофанов.
Министерство "ткнут носом" в ошибки в учебниках
"Нынешнее обращение к правительству Латвии из Европарламента – это символическое совпадение, почти подарок ко второму родительскому собранию", - отмечает Мирослав Митрофанов.
Главное отличие нового родительского собрания в том, что оно будет посвящено не общим вопросам, а практическим проблемам, с которыми сталкиваются родители учеников. В частности - учебникам, по которым занимаются наши дети, а также преподаванию латышского языка и истории в русских школах. Учебники пестрят ошибками – от задачек по математике до текстов по истории.
Найденные родителями ошибки систематизируют, обобщат и передадут в министерство образования – для начала конструктивного диалога.
Мирослав Митрофанов считает, что важно показать чиновникам: со Штабом защиты русских школ не просто можно, но и нужно говорить, поскольку в нем состоят люди, которые готовы тому же министерству помочь сделать во всех смыслах "работу над ошибками".
Государство поможет детям не учиться
Но идет и еще одна реформа, касающаяся уже содержания образования, - переход к "образованию компетенций". Происходит осознанное ухудшение условий для обучения в простых школах, чтобы их выпускники не смогли бы в массе своей получать высшее образование.
Для стареющей Европы нужны рабочие руки. И образовательный уровень новых поколений жителей стареющих стран намеренно будут опускать до такого уровня, чтобы молодые люди не смогли претендовать на поступление в университеты, а соглашались на профессиональное образование и шли работать - вместо до сих пор все еще дорогостоящих и недоразвитых роботов.
"По мере перехода к "образованию компетенций" будет углубляться пропасть между простыми школами и привилегированными государственными гимназиями. В гимназиях не предполагается переход к "образованию компетенций". Там ученики будут по классической схеме получать системные знания и готовиться к обучению в университетах", - говорит евродепутат.
Зато в "школах для большинства" учителя перестанут быть источниками знаний, а станут лишь "менеджерами", которые должны лишь организовывать для учеников "самостоятельный поиск знаний". Те, кто не захочет или не сможет их искать и у кого нет целеустремленных и образованных родителей, будут безнадежно отставать и проваливать экзамены. При этом информация по предметам будет поступать к школьникам хаотично и бессистемно. Это тоже осознанный заговор против простого народа - лишить новые поколения научных знаний и системного мышления.
Поясним на примере математики. Если ты в школе системно и интенсивно изучал математику, то во взрослой жизни, даже если формулы забудутся, в голове сохранятся навыки системного обращения с информацией. Они позволяют нам отбирать, усваивать и систематизировать новые сведения, выстраивать умозаключения, находить решения в самых разных жизненных ситуациях.
Нынешние реформаторы намерены лишить детей из обычных семей доступа к системному образованию. При этом дети экономической и управленческой элиты получат системные знания, что с младых лет обеспечивает для них гандикап и закладывает условия для неравной конкуренции с недообразованным большинством.
"А по русским школам в Латвии наносится двойной удар. Первый – это запрет на обучение на родном языке. Второй - переход на бардачную практику "образования компетенций". И сделано это будет для того, чтобы гарантированно лишить русских детей возможности конкуренции на равных с представителями так называемой национальной элиты", - говорит Мирослав Митрофанов.
Мы будем насмерть стоять за русские школы: итоги Вселатвийского родительского собрания>>