РИГА, 11 фев — Sputnik. Грузооборот крупнейшего в Латвии Рижского порта по итогам первого месяца 2019 года показала рост на 2,6%. Всего было обработано 2 миллиона 841 тысяча тонн грузов, сообщается на сайте порта.
Самую большую долю в структуре перевалки составили насыпные грузы – 66,5%. В общей сложности в январе в Рижском порту было перевалено 1 миллион 891 тысяча тонн этого вида грузов, что на 11% больше, чем в январе 2018 года. При этом больше всего было обработано угля – 1 миллион 28 тысяч тонн (36,2% от общего объема грузооборота), что на 15,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Перевалка наливных грузов в январе текущего года показала значительный спад, по сравнению с январем 2018 года, было обработано на 36% меньше нефтепродуктов и других грузов этой категории – всего 283,3 тысячи тонн.
Обработка генеральных грузов увеличилась на 7% - до 667,4 тысячи тонн. Доля контейнерных грузов в структуре грузооборота составила 13%.
В настоящее время российский уголь — один из главных грузов для Рижского свободного порта. В 2018 году с порту было перевалено в общей сложности 36 миллионов 432 тысячи тонн грузов, из которых уголь составил 14 миллионов 220 тысяч тонн, или 38%. Председатель правления порта Андрис Америкс уверен, что в ближайшие пять лет эта ситуация не изменится – пока Россия не достроит свои терминалы по перевалке угля.
Согласно данным ГВЦ РЖД, в январе 2019 года перевозки каменного угля в экспортном направлении в порты РФ составили 13,47 миллиона (+2,7% к январю 2018-го года). При этом в порт Усть-Луга доставлено 1,89 миллиона тонн (+1,2%), в Мурманск - 1,23 миллиона тонн (-3%).
Ранее АО "Морской торговый порт Усть-Луга" (МТП Усть-Луга), оператор двух терминалов в порту Усть-Луга — многопрофильного перегрузочного комплекса "Юг-2" (МПК "Юг-2") и автомобильно-железнодорожного паромного комплекса (АЖПК), сообщил, что меняет структуру грузов: было решено сосредоточиться на перевалке навалочных и генеральных грузов, постепенно выводя из своей номенклатуры грузы ро-ро. В компании пояснили, что объем экспорта угля растет, а портовых мощностей не хватает, угольные терминалы работают на пределе своих возможностей.
Кроме того, Россия начала строить на западном берегу Кольского залива комплекс перегрузки угля "Лавна". Проект включает в себя строительство в устье реки Лавна железнодорожной ветки, соединяющей поселок Выходной с Лавной, самого угольного терминала на берегу залива, а также причалов для загрузки морских балкеров дедвейтом до 150 тысяч тонн.
Развитие портовой инфраструктуры в Мурманске, по оценкам экспертов, позволит увеличить объемы экспорта угля, перевести грузопотоки из портов Прибалтики и повысить транзит угля из Казахстана, возможности которого ограничены дефицитом специализированных мощностей.
Также может быть возобновлен проект строительства порта Индига В случае строительства порта Индига в Ненецком автономном округе (между Сабеттой и Марманском). Планируется, что в Индиге можно будет переваливать около 70 миллион тонн грузов, из которых 50 миллионов – именно уголь.
Еще один терминал, на котором можно будет осуществлять перевалку угля, планирует построить компания "Лукойл" в Высоцке Ленинградской области. Планируемый объем грузооборота терминала "СПК Высоцк" на первом этапе реализации к 2021 году составит до 7 миллионов тонн грузов в год. Полная мощность предполагает увеличение грузооборота до 15 миллионов тонн.