Перевозка грузов из РФ – всегда риск: Литва не отдает транзит на Калининград

Перевозка грузов в направлении Калининградской области частным предприятием может представлять угрозу национальной безопасности Литвы, считают в министерстве коммуникаций и транспорта
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 4 фев — Sputnik. Литовский независимый железнодорожный оператор LGC Cargo, который через крупнейшего своего акционера - Baltijas Tranzīta Serviss – связан с латвийским предпринимателем Айнарсом Шлесерсом, намерен подать жалобу в Еврокомиссию на Литву. Уже полтора года компания не может получить разрешение на перевозку грузов от латвийско-литовской границы до границы с Калининградской областью и от белорусско-литовской границы до границы с российским эксклавом, передает Baltic Course.

Компания LGC Cargo планировала осуществлять перевозки по Литве до границы с Калининградской область, откуда грузы - каменный уголь, нефтепродукты, удобрения и другие - могли бы отправляться дальше в Польшу. Для этого предприятию было необходимо обратиться в Администрацию безопасности на транспорте в Литве (LTSA) с просьбой выделить ей мощности и включить предприятие в служебный график поездов, что она и сделал. Однако LTSA отказала компании в согласовании запрошенных маршрутов, выделив лишь отдельные отрезки, в результате чего компания не может начать свою деятельность.

А 150 км летите по воздуху: особенности грузоперевозок по литовской "железке"

"Мощности, которые нам предназначены – они в никуда, мы не можем ни привезти груз, не вывезти. Если сегодня появится груз в Латвии, который нужно доставить в Литву, то мы не сможем это сделать", – пояснил глава LGC Cargo Сергей Грачев.

Основная причина, по которой согласование запрошенных мощностей, тормозится – подозрения, что в планы LGC Cargo входит осуществление транзита грузов из России через Литву в Калининградскую область. А эта сфера особо регулируется литовским законодательством. Железнодорожная директива ЕС разрешает государствам-членам, у которых есть граница с третьими странами, делать исключение для транзита, и Литва – единственная в ЕС, кто этим правом воспользовался. Согласно 28 статье Железнодорожного кодекса Литвы, исключительное право при предоставлении услуг транзита на железнодорожном транспорте имеет предприятие, которое полностью принадлежит литовскому государству.

"Транзитные перевозки – исключение в Литве, с учетом определенных рисков, связанных с перевозками из Калининградской области России. Lietuvos gelezinkeliai осуществляют определенный военный, пассажирский транзит, поэтому к перевозкам других грузов мы применяем более высокие требования, согласно которым, такие перевозки могут осуществлять только государственные предприятия. Это обеспечивает уровень контроля", – пояснил замминистра коммуникаций и транспорта Ричардас Дягутис.

По его словам, перевозка любых грузов, а также пассажиров из России поездами может быть рискованной, более того, прецеденты уже были.

Администрация транспортной безопасности Литвы, получив заявку от LGC Cargo, потребовала предоставить информацию, доказывающую, что та не планирует осуществлять транзит через Литву. Подозрения возникли в связи с запрошенными маршрутами, а также в связи с тем, что в LGC Cargo признали, что грузы будут не европейского происхождения, а российского. Однако LGC Cargo ответила, что не обладает такими доказательствами и не обязана их предоставлять, поскольку перевозки от латвийско-литовской и белорусско-литовской границы до границы с Калининградской областью не считаются транзитом. "Из России в Калининград - это уже транзит, таких грузов не может быть", – пояснил менеджер по логистике LGC Cargo Томас Кяршис Кяршис. Кроме тог, отметил он, контроль грузов все равно осуществляет - таможенными органами.

Транзит на Калининград - лакомый кусок: латвийский бизнес идет в Литву

По словам руководителей LGC Cargo, в Литве препятствуют деятельности компании: ее жалобы месяцами рассматривает Служба регулирования связи, переговоры по договору тормозили Lietuvos gelezinkeliai, LTSA требует доказательств, которых компания не может предоставить. Поэтому акционеры решили жаловаться в Еврокомиссию.

Министерство коммуникаций и транспорта информировало о ситуации LGC Cargo несколько парламентских комитетов и предоставило им подробную информацию о намерениях компании. В документах в том числе говорится, что в бизнесе железнодорожной логистики есть угрозы и риски национальной безопасности, добросовестной конкуренции.

Планы деятельности LGC Cargo рассматривала и правительственная комиссия, которая проверяет сделки, важные для национальной безопасности. По просьбе Lietuvos gelezinkeliai она проверила планируемый к подписанию договор об использовании железнодорожной структуры с LGC Cargo, однако в октябре прошлого года он был расторгнут.

Геополитический вопрос

Литва на протяжении длительного времени настаивает на том, чтобы транзит грузов на Калининград и обратно по-прежнему осуществляла государственная компания. Согласно заявлению министра транспорта Литвы Рокаса Масюлиса, транзит на Калининград – вопрос геополитический, именно поэтому Литва долгое время сопротивлялась разделению Lietuvos Geležinkeliai на несколько компаний, как к тому призывала Еврокомиссия.

Никаких "вожжей": Литва не узнает, что Россия везет в Калининград

По словам Масюлиса, геополитические цели диктуют, чтобы транзит на Калининград контролировало сильное предприятие, а дробление Lietuvos Geležinkeliai, по его словам, может привести к тому, что в цепочку транзита на этом направлении опосредованно могут встроиться российские компании.

"Представьте себе, что мы открыли двери и раздробили рынок. Сколько времени занял бы демпинг цен, и речь идет не о коммерции, а о политике, геополитике. Отпустив вожжи, я уверен, мы бы столкнулись с попытками (России — ред.) утвердиться в этих перевозках", — заявлял министр.

Однако под давлением Евросоюза Литва все же была вынуждена начать реорганизацию своего железнодорожного оператора. Сейм Литвы 20 декабря одобрил разделение Lietuvos gelezinkeliai на три компании: по пассажирским перевозкам, по грузовым перевозкам и по железнодорожной инфраструктуре. Акции этих компаний будут принадлежать Lietuvos gelezinkeliai. Держателем всех акций последней будет оставаться государство.