РИГА, 21 янв — Sputnik. Евросоюз может запретить Польше строительство канала через Балтийскую косу и создание искусственного острова в Калининградском заливе — риски для экологии при реализации этого проекта достаточно серьезные, заявил в интервью Rubaltic председатель калининградского регионального отделения экологической организации "Зеленый фронт" Олег Иванов.
По его словам, создание искусственного острова в заливе из грунта, который будет добыт со дна моря при рытье канала, — не самая большая опасность, если только при этом не будет использован грунт с других мест - например, с площадок Варминско-Мазурского или Поморского воеводств.
По словам Иванова, гораздо большие опасения вызывают планы строительства канала через косу. Балтийская коса представляет собой вытянутый полуостров, который отделяет Калининградский (Вислинский) залив от Балтийского моря и поддерживает сложившийся баланс — например, солености воды в заливе. Благодаря этому в заливе вода почти пресная, и там могут водиться те виды рыб, для которых характерно существование в более пресной воде. Часть залива является нерестилищем для некоторых из них. Это обуславливает его ценность как рыбно-хозяйственного объекта, пояснил эколог.
В случае, если через косу будет прорыт канал, фактически он отрежет от нее остров - вся российская часть Балтийской косы будет со всех сторон окружена водой.
"Может пострадать береговая линия, измениться коэффициент солености воды, что негативно скажется на существующем экологическом балансе", — подчеркнул Иванов
По его мнению, разделение косы повлияет на биоразнообразие этой территории.
"С польской стороны косы давно уже действует режим особо охраняемой природной территории. Там есть редкие виды растений, животных и птиц. Рытье канала окажет негативное воздействие на те виды, которые являются сухопутными и не могут перелететь с одного места на другое. Таким образом, их ареал обитания будет разделен непреодолимым препятствием", — пояснил эксперт.
По его словам, действия Польши могут привести даже к вымиранию отдельных видов.
Иванов подчеркнул, что, прежде чем реализовать проект, Польша должна провести необходимые экспертизы. Однако пока что предупреждения российских экологов польская сторона не приняла во внимание.
"Пока Польша действует исключительно в рамках своего замысла так, как будто российской стороны и мнения по данному вопросу не существует вообще", — сказал Иванов.
Повлиять на Польшу, добавил он, может Евросоюз.
"Балтийское море является общим сразу для нескольких стран ЕС. Изменение баланса в Южной Балтике может аукнуться и на Севере, если судить по примеру загрязнения юга Балтийского моря сточными водами, сельскохозяйственными и хозяйственно-бытовыми отходами. (…) Шведы, датчане, финны, жители стран Балтии все это прекрасно понимают и оценивают риски", — сказал Иванов.
Он отметил, что если данный проект будет обсуждаться на уровне ЕС, "то эти страны вряд ли поддержат инициативу Польши. У Европейского союза есть возможность своим волевым решением запретить Польше реализацию такого проекта".
Балтийская (Вислинская) коса — узкая полоска суши, которая отделяет Калининградский залив от Гданьской бухты. Длина косы — 65 километров (35 из них принадлежит РФ). В Польше коса соединена с материком, в Калининградской области отделена от материка судоходным проливом.
Еще в середине октября 2018 года власти Польши начали символическое строительство канала через Балтийскую косу в присутствии председателя правящей партии Польши "Право и справедливость" Ярослава Качиньского. Тогда Грубарчик и Качиньский вкопали в землю столб, символически обозначающий начало строительства. В соответствии с планом, строительство канала длиной 1,3 километра и глубиной 5 метров позволит заход в польский порт Эльблонг судов морских параметров, то есть длиной до 100 метров, шириной до 20 метров и осадкой до 4 метров. Стоимость проекта оценивается в 880 миллионов злотых.
Также польские СМИ анонсировали планы строительства насыпного острова в Калининградском (Вислинском) заливе площадью более 180 гектаров. Материалом послужит грунт, извлеченный с морского дна при строительстве канала через Балтийскую косу.
Еще в 2017 году на тот момент врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов поручил специально созданной рабочей группе, в которую вошли экологи, ихтиологи, океанологи, гидротехники и другие специалисты, оценить экологические риски строительства судоходного канала через Балтийскую косу в Польше.
По его словам, российские экологи неоднократно делали письменные запросы польской стороне с просьбой пояснить ситуацию о строительстве судоходного канала, однако ответов от польских коллег долгое время не получали.
Согласно требованиям Хельсинкской конвенции по защите морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ), польская сторона должна была информировать российскую сторону о потенциальном неблагоприятном воздействии планируемого строительства судоходного канала, а также гарантировать, с учетом общего водного бассейна, что администрации сторон объединятся для снижения неблагоприятного воздействия на окружающую среду.