РИГА, 21 дек — Sputnik. Публикация архивных документов Комитета государственной безопасности (КГБ) ЛССР вызвала большой интерес, за два дня сайт kgb.arhivi.lv посетили десятки тысяч человек, латвийские информагентства и пользователи соцсетей активно ищут в картотеке знакомые фамилии и охотно делятся "находками". Последовали и первые объяснения со стороны тех, чьи имена упоминаются в документах.
Так, упоминающийся в "мешках ЧК" бывший мэр Даугавпилса Рихардс Эйгимс заявил, что он не был агентом КГБ, что подтверждается решением суда от 2005 года.
"Эта карточка всплыла еще до выборов 2005 года, - говорит он. - Есть решение суда 2005 года, где четко и ясно написано: Эйгимс никогда не был агентом КГБ и не состоял в связи с органами", - заявил Эйгимс, которого цитирует газета Dienas Bizness.
Он пояснил, что в советское время был курсантом, карточки заполняли на всех, но никаких его подписей нет нигде.
"Но чтобы доказать все это, надо было пройти много судов. Если я бы являлся агентом и была бы карточка, я бы не мог участвовать в выборах в Сейм. Это решение суда есть у меня, и любой желающий с ним может ознакомиться", - подчеркнул Эйгимс.
Бывший член правления Русского союза Латвии (РСЛ) Илья Козырев, который в картотеке упоминается под псевдонимом Басов, на своей странице в Facebook подтвердил, что его учетная карточка настоящая.
"История эта очень интересная. Там есть интриги, погони, дуэль умов и даже одна перестрелка", - написал Козырев, однако подробности в соцсетях приводить не стал, поскольку твердо намерен на этой истории "подзаработать".
"Для затравки анонсирую: в действительности агентом я не был. А жаль, потому что 1-й отдел - это закордонная разведка. Объездил бы мир, привез бы дефицита, а на старости лет управлял бы небольшим отделением "Газпрома" где-нибудь в Европе", - написал Козырев, сопроводив свой пост фотографией Джеймса Бонда.
Депутат Сейма от партии "Согласие" Игорь Пименов на странице в Facebook сообщил, что о том, что на его фамилию есть карточка в архивах КГБ, он узнал много лет назад – при получении латвийского гражданства. По его словам, в конце семидесятых – начале восьмидесятых годов он был общественным гидом "Спутника" - Бюро международного молодежного туризма при ЦК комсомола Латвии. Раз в несколько месяцев у гидов была возможность проводить экскурсии по Риге для туристов.
"После отъезда группы писали отчеты об исполнении программы, о том, какие вопросы задавали туристы, соглашались ли покупать дополнительные услуги "Спутника". Иногда нас представляли работникам КГБ, которые что-то уточняли в отчетах. Это были рутинные и недолгие разговоры. Никакого сотрудничества от нас не требовали. Карточек с моим именем никто мне не показывал", - пояснил Пименов.
По его словам, когда он узнал о карточке на свое имя, он обратился в прокуратуру с просьбой проверить и подтвердить или опровергнуть был ли он агентом.
"Суд признал, что тайного сознательного сотрудничества с КГБ не было, что информатором или агентом я не был", - заключил Пименов.
В свою очередь кинорежиссер, журналистка и эссеистка Вия Бейнерте заявила, что шокирована публикацией своей карточки, пишет газета Latvijas Avīze.
Она пояснила, что в 80-х годах с ней один раз пытались говорить люди из КГБ.
"Это было в 1987 году, во время Атмоды. После пленума Союза кинемографистов, где я выступила с довольно острой речью, в фойе Дома конгрессов ко мне подошли двое мужчин в пиджаках. Оказалось, их интересовала информация о Юрисе Подниексе, который по приглашению британского продюсера начал работать над фильмом о СССР", - рассказала Бейнерте.
По ее словам, она ответила категорическим отказом на просьбу предоставить информацию, заявив, что подобные предложения ее оскорбляют.
"Так наш первый и последний разговор завершился. После этого они не звонили, не пытались встретиться еще раз. У меня рассказа нет. Мне не в чем оправдываться", - заявила Бейнерте.
Ранее свои пояснения уже дали писатель-фантаст, поэт и член Союза писателей Латвии Николай Гуданец и предприниматель Евгений Гомберг.
Гуданец рассказал, что осенью 1981 года его стали приглашать на беседы с офицером КГБ, который расспрашивал о сослуживцах и собратьях по перу, раз в полгода писатель являлся, но старался никого не выдать. А весной 1991 года он получил конкретное задание - внедриться в Русскую общину Латвии (РОЛ) - и с тех пор долгие годы обходил РОЛ за версту.
"Я не жалею об этом опыте. Мне не перед кем каяться, никто из-за меня не пострадал. Но если бы можно было прожить жизнь заново, я бы поступил иначе, отказался бы от любых встреч и бесед. А если кто-либо назовет меня стукачом и не подаст руки, я это приму, ибо заслужил", - написал Гуданец в Facebook.
Гомберг же заявил, что никогда не был агентом КГБ, что подтвердил суд.
"Суд признал, что я не был агентом КГБ, а карточка - для статистики. И таким образом попал в незначительное количество, примерно человек триста, кто сходил в суд и доказал свою "невинность" - написал Гомберг.
Доступ к части архивов КГБ ЛССР, известных как "мешки ЧК", был открыт 20 декабря на сайте kgb.arhivi.lv. Среди опубликованных документов - алфавитная и статистическая картотека агентов, картотека учета внештатных оперативных работников КГБ ЛССР, телефонная книга сотрудников, а также описания (учетные списки) ЦК компартии Латвии из фондов Государственного архива. Планируется, что с 1 мая 2019 года будут доступны и другие документы КГБ. Они будут выкладываться на сайте по мере их оцифровывания.
Эксперты подчеркивают: карточка агента КГБ сама по себе не свидетельствует о том, что человек работал на Комитет госбезопасности. Примерно в 95% случаев суд не признает факт сотрудничества человека с КГБ.
Решение опубликовать картотеку утвердил предыдущий созыв Сейма за два дня до выборов.
Кабинет министров разработал порядок доступа к документам: на сайте нужно будет зарегистрироваться, указав имя, фамилию, адрес электронной почты, персональный код и цель использования документов.