Министерство регионального развития против Рижской думы: кто кого

Есть ли у министерства охраны среды и регионального развития шансы распустить Рижскую думу: прецеденты и анализ юристов
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 19 дек — Sputnik, Андрей Солопенко. Министр среды и регионального развития Каспарс Герхардс подал в правительство законопроект о роспуске Рижской думы. Однако не исключено, что он так и не дойдет до рассмотрения кабмина и руководство самоуправления сохранит свои посты.

Согласно статье 91 закона о самоуправлениях, Сейм имеет право распустить думу, если она "повторно не исполняет или нарушает Конституцию, законы, правила кабинета министров или же не выполняет решения суда".

И как указывает министерство среды и регионального развития в аннотации законопроекта: "Нарушения были многократные и систематические на протяжении всей деятельности Рижской думы, избранной на муниципальных выборах в 2017 году".

По мнению ведомства, основания для роспуска муниципалитета есть, однако, по словам многих юристов, позиции министерства выглядят довольно слабо, и не исключено, что кабмин все же не решится выставить этот законопроект на голосование парламента.

Прецедент имеется

Как отметил юрист Юрий Соколовский, поводом утвердить механизм роспуска муниципальной думы послужило маленькое самоуправление Ренда, находящееся в Кулдигском районе. Большинство волостных депутатов просто игнорировали заседания, парализуя работу думы.

Вейонис: Ушаков и Трукснис должны уйти в отставку

Поэтому парламент решил, что он имеет право на роспуск думы, если на ее заседания три раза подряд приходят менее половины депутатов, и прописал процедуру, что следует делать, если самоуправление злонамеренно нарушает законы.

На основании этого в 2003 году Рендское самоуправление оказалось распущено, были объявлены досрочные выборы.

В 2008 году парламент распустил еще один муниципалитет – Кекавский, найдя в работе думы существенные нарушения. По словам Соколовского, самоуправление выдало более ста строительных разрешений, которые были признаны незаконными.

Так что прецеденты роспуска дум в истории Латвии имеются, но для этого должны быть четкие правовые основания.

В противном случае, как отмечает юрист-правозащитник, член Латвийского комитета по правам человека Александр Кузьмин, получается, что Сейм может по своему усмотрению разгонять любую неугодную ему думу.

"Такие действия, по моей оценке, явно противоречат статье 1 Конституции Латвии, о демократии. И что более ясно – точно противоречат статье 8 Европейской хартии местного самоуправления, которая позволяет надзор за деятельностью муниципалитета только для соблюдения закона", – отмечает он.

Что нарушила дума

Авторы законопроекта вменяют Рижской думе в вину, что самоуправление не оценило ответственность лиц за нарушения, выявленные ревизией Госконтроля 16 марта 2014 года, которые повлияли на определение тарифа общественного транспорта в Rīgas satiksme. Также даются ссылки на многочисленные заявления депутатов и частных лиц, где говорится о возможных нарушениях.

Вице-мэр Риги Андрис Америкс подал в отставку

"Дополнительная информация подтвердила эти нарушения, или же ответы не были предоставлены по существу", – сказано в аннотации.

Еще в ней указывается на предупреждения прокурора в связи с уголовным процессом по делу о закупках "нановоды" и на другие нарушения, которые не были устранены ни в прошлом, ни в этом думском созыве. Это, по мнению министерства, говорит о неспособности самоуправления работать в рамках закона.

Ведомство полагает, что дальнейшая работа Рижской думы угрожает интересам и нуждам жителей самоуправления - то, что виновные должностные лица не были привлечены к ответственности, указывает на их личную заинтересованность и на необходимость роспуска думы.

Слабость министерства

Однако, как утверждает Александр Кузьмин, без решения суда этих примеров недостаточно для роспуска думы, и в целом позиция министерства выглядит явно слабой.

"Министерство среды и регионального развития приводит целый ряд примеров, утверждая, что дума нарушила законы, но не приводит ни одного решения суда. В аннотации к законопроекту приводится ссылка лишь на одно решение Госконтроля, который тоже можно считать независимым органом. Причем это решение времен прошлого созыва", – указывает юрист.

"Судя по всему, – продолжил он, – министр Каспарс Герхардс хорошо понимает слабость своей позиции, поэтому он и добавляет кучу не юридических, а политических аргументов про то, как плохо себя ведет дума.

Например, что в различных СМИ опубликована информация, что должностные лица Рижской думы, возможно, вовлечены в дело о закупках Rīgas satiksme, по которому начат уголовный процесс".

Похожих взглядов придерживается и Юрий Соколовский.

"С юридической точки зрения в министерском законопроекте очень много прорех. Конечно, возможно, что будет дополнен и переработан, ведь за одну ночь качественный законопроект не сделать, но в нынешнем виде он явно слаб.

Думаю, это видят и в кабинете министров, и не случайно премьер-министр Марис Кучинскис указал, что не включит этот документ в повестку дня правительства, пока не дождется заключения юристов", – отметил он.

Цена политических игр

Как считает Соколовский, политически этот законопроект можно протолкнуть: большинство депутатов Сейма проголосуют за роспуск думы, и даже если президент Латвии Раймондс Вейонис вернет его на доработку, они проголосуют как надо еще раз.

"Согласие" латышам больше не нужно. Поэтому его скоро не будет

Однако, по словам эксперта, потом все может упереться в Конституционный суд.

"Фракция "Согласия" в Сейме не будет сидеть сложа руки и, собрав двадцать депутатских подписей, потребует рассмотрения закона Конституционным судом, который, если у него не будет должного юридического обоснования, может признать его не соответствующим Конституции", – предположил юрист.

По его мнению, преследуя свои политические интересы, партии, ратующие за роспуск Рижской думы, в конечном счете могут добиться противоположного результата, выставив себя не в самом благоприятном свете.

В том, что здесь присутствуют политические мотивы, уверен и декан факультета социальных наук Латвийского университета, профессор Юрис Розенвалдс.

"Несомненно, на Герхардса было оказано давление со стороны его партии – Национального объединения, и это явно политический ход, направленный на то, чтобы продемонстрировать их несгибаемую позицию", – подчеркнул политолог.

Однако Розенвалдс рассчитывает, что кабмин не пойдет на поводу у Нацблока, а дождется юридической оценки.

"Я надеюсь, что мы живем в правовом государстве, где для любого рода подобных "политических игр" должно быть законное основание", – указал он.

В случае если вопрос выставят на голосование в Сейме - он будет принят, считает политолог.

"Если говорить о раскладе сил, то думаю, что большинство Сейма этот законопроект поддержит, и потом я не исключаю длительных юридических разбирательств, которые еще неизвестно как отразятся на имидже Латвии", – резюмировал профессор.

Раевский: Ушаков останется на посту мэра Риги до последнего>>