Транзит

Латвии ничего не останется: РФ готовит еще один порт под перевалку угля

Через 6-8 лет между Сабеттой и Мурманском может появиться еще один порт - ориентированный на перевалку угля
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 28 ноя — Sputnik. Проект строительства порта Индига в Ненецком автономном округе может быть возобновлен, однако экспортировать через него будут не сжиженный газ, а уголь. Рекомендация правительству поддержать проект содержится в презентации рабочей группы по содействию реализации новых инвестпроектов от 21 ноября, пишет газета "Коммерсант".

Проект строительства глубоководного незамерзающего порта Индига в районе одноименного поселка был включен в список приоритетных проектов в рамках формирования Ненецкой опорной зоны еще в 2017 году. Порт планировалось построить в рамках государственно-частного партнерства, однако "Роснефть" вышла из проекта после того, как не смогла получить лицензию на экспорт сжиженного газа.

Латвия может лишиться российского угля на год раньше, чем планировалось

Однако теперь проект может быть возобновлен под нужды компаний, экспортирующих уголь. Планируется, что в Индиге можно будет переваливать около 70 миллион тонн грузов, из которых 50 миллионов – именно уголь.

По данным газеты, инвесторами проекта стоимостью 258 миллиардов рублей могут стать "Кузбассразрезуголь", СУЭК Андрея Мельниченко и AEON Романа Троценко. Однако необходимо решить вопрос с железной дорогой, по которой грузы будут доставляться к порту (от Сосногорска до Индиги).

"У бухты выгодное географическое положение. Посередине между портами Мурманск и Сабетта. Это незамерзающая часть Баренцева моря. Суда ледового класса могут ходить без ледокольного сопровождения 185 дней в году", — отметил губернатор региона Александр Цыбульский. Он добавил, что глубина бухты достигает 18 метров, а это значит, что порт сможет принимать крупнотоннажные танкеры третьего класса дедвейтом до 100 тысяч тонн.

Всего на строительство портовой части может потребоваться шесть - восемь лет.

Транзит угля из России является одним из основных направлений деятельности крупнейшего в Латвии Рижского порта — около 40% всего грузооборота составляет именно уголь. Председатель правления порта Андрис Америкс уверен, что в ближайшие пять лет эта ситуация не изменится. Однако, как будет выглядеть структура грузооборота Рижского порта через 5 лет, он прогнозировать не берется — в России активно наращивают собственную инфраструктуру по перевалке угля.

Кокин: у бизнеса РФ все больше запрос на возврат перевалки из Прибалтики

Ранее АО "Морской торговый порт Усть-Луга" (МТП Усть-Луга), оператор двух терминалов в порту Усть-Луга — многопрофильного перегрузочного комплекса "Юг-2" (МПК "Юг-2") и автомобильно-железнодорожного паромного комплекса (АЖПК), сообщил, что меняет структуру грузов: было решено сосредоточиться на перевалке навалочных и генеральных грузов, постепенно выводя из своей номенклатуры грузы ро-ро. В компании пояснили, что объем экспорта угля растет, а портовых мощностей не хватает, угольные терминалы работают на пределе своих возможностей.

Кроме того, Россия начала строить на западном берегу Кольского залива комплекс перегрузки угля "Лавна". Проект включает в себя строительство в устье реки Лавна железнодорожной ветки, соединяющей поселок Выходной с Лавной, самого угольного терминала на берегу залива, а также причалов для загрузки морских балкеров дедвейтом до 150 тысяч тонн.

Развитие портовой инфраструктуры в Мурманске, по оценкам экспертов, позволит увеличить объемы экспорта угля, перевести грузопотоки из портов Прибалтики и повысить транзит угля из Казахстана, возможности которого ограничены дефицитом специализированных мощностей.

В случае строительства порта Индига с угольным терминалом потребность российских грузоотправителей в прибалтийских портах может сократиться еще больше.