РИГА, 9 ноя — Sputnik. Выдвижение на пост премьер-министра Латвии кандидата от Новой консервативной партии Яниса Борданса ставит под вопрос проект электрификации железной дороги. Партия высказывала сомнения по поводу целесообразности этого проекта еще в ходе предвыборной кампании, нет его и в черновике правительственной декларации, сообщает Latvijas Radio.
Однако, если Латвия решит отказаться от идеи электрификации, ей придется срочно придумать, на какие другие проекты можно направить средства из еврофондов - а это миллионы евро - или отказаться от них.
Электрифицировать железную дорогу в Латвии в направлении Восток — Запад планируется к 2030 году. В рамках первого этапа к 2023 году планируется электрифицировать железнодорожные линии Даугавпилс — Крустпилс, Резекне — Крустпилс и Крустпилс — Рига. Общие расходы первого этапа электрификации железной дороги запланированы в размере 441 миллиона евро. Большую часть средств выделяет ЕС, однако самому предприятию Latvijas dzelzceļš требуется найти 94 миллиона евро. Средства компания намерена занять в Европейском инвестиционном банке. В текущем периоде освоения средств еврофондов этот проект – крупнейший по объемам финансирования из фонда выравнивания ЕС.
У проекта есть как сторонники, так и противники. И если мнение последних перевесит, правительству нужно будет уже в ближайшее время решить, как действовать дальше, отметил директор департамента Минфина по еврофондам Эдгара Шадрис.
По его словам, возможны два варианта: срочная консультация с Еврокомиссией разработка предложения об альтернативном использовании денег или отказ от софинансирования.
Возможности перераспределить средства ограничены: из фонда выравнивания ЕС финансируются крупные инфраструктурные проекты в сфере окружающей среды, энергетики и транспорта. В транспортных проектах деньги можно использовать, только если речь идет о проектах, связанных с европейскими сетями.
Договоренность о выделении Латвии средств ЕС на электрификацию железной дороги была достигнута еще несколько лет назад. Если Латвия хочет перераспределить эти деньги на другие проекты, ей предстоит убедить Еврокомиссию, что при их реализации будет обеспечено достижение тех же целей, что и при электрификации, пояснил Шадрис.
"Проект предусматривает снижение выбросов СО2 и вносит большую лепту в достижение цели сокращения выбросов, о чем мы как страна-участница ЕС договорились. Тогда это и станет важным, центральным вопросом в переговорах с ЕК – смогут ли эти альтернативные проекты принести равноценное снижение выбросов", - сказал Шадрис.
Деньги Фонда выравнивания, предназначенные для проекта электрификации железной дороги, Латвии нужно освоить до конца 2023 года. Однако Еврокомиссия еще не вынесла окончательного решения по этому проекту.