РИГА, 7 ноя — Sputnik, Андрей Солопенко. Новый 13-й Сейм провел первое заседание, на котором депутаты утвердили свои полномочия и избрали состав президиума. Правда, не исключено, что некоторые члены президиума могут оказаться там ненадолго и при определенной ситуации лишатся своих постов.
Спикером Сейма осталась представитель Национального объединения Инара Мурниеце, которая занимала эту должность и в предыдущем парламенте. За нее проголосовали 44 депутата.
Конкурентка Мурниеце Дагмара Бейтнере-Ле Галла от Новой Консервативной партии (НКП) получила поддержку лишь 32 народных избранников. Однако и ее нельзя назвать совсем уж проигравшей. Претендуя на должность заместителя спикера Сейма, она обошла в борьбе члена Союза зеленых и крестьян (СЗК) Гундарса Даудзе, ранее занимавшего этот пост, и попала в президиум.
Вторым заместителем председателя осталась Инессе Либиня-Эгнере из "Нового Единства", которая получила больше голосов, чем ее конкурент – лидер KPV LV Артусс Каймниньш.
А выборы секретаря Сейма были безальтернативными. И член партии "Согласие" Андрей Клементьев сохранил за собой этот пост. Также только один кандидат претендовал на должность заместителя секретаря Сейма, которым стала Мария Голубева, представляющая "Для развития/ За!".
Но избрание президиума еще не означает, что он проработает в таком составе следующие четыре года. В истории Латвии были случаи, когда при смене правящей коалиции, менялся и состав президиума.
В то же время состав нового правительства так до сих пор и неизвестен, поэтому, как считают некоторые эксперты, не исключено, что в скором времени некоторые члены президиума могут покинуть свои должности, ведь многие депутаты оказались явно не удовлетворены результатами голосования.
Торг уместен
Комментируя переизбрание Мурниеце, профессор, декан факультета европейских наук университета имени Паула Страдыня, политолог Илга Крейтусе отметила, что если многим нынешний раздробленный состав парламента напоминает 6-й Сейм, в котором было девять фракций, то ей голосование по спикеру напомнило 7-й Сейм, когда состав правительства был утвержден благодаря неучастию депутатов от русской оппозиции.
"История никуда не уходит и имеет свойство повторяться. Давайте вспомним, что в начале 7-го Сейма, когда нужно было утвердить правительство меньшинства под руководством Виллиса Криштопанса, Янис Юрканс - тогдашний лидер фракции Партии народного согласия, позже переименованной в ЗаПЧЕЛ, - вывел своих 16 депутатов из зала заседаний и сказал примерно то же, что сейчас говорит Янис Урбанович. Что они в этом фарсе не участвуют и им здесь нечего делать", – напомнила Крейтусе.
Но она отметила, что таким образом депутаты создали ситуацию, когда для утверждения Криштопанса требовался не 51 голос, а меньше. Выход из зала – был скрытой поддержкой его правительства, и с голосованием по Мурнице было то же самое.
Не такое дешевое "Согласие"
"Мы видим определенный торг, когда "Согласие" втихаря поддерживает Национальное объединение. Только посмотрим, за какую цену, кто, где и как будет устроен. А все высокие слова – это для избирателя. И пусть он верит, если хочет. Но именно неучастие депутатов "Согласия" в голосовании дало возможность Мурниеце стать главой парламента", - пояснила профессор..
Действительно, если посмотреть на результаты голосования, то заметно, что "Согласие", устранившись от поддержки кандидатов на пост спикера, солидаризировалось с партиями правящей коалиции и примкнувшей к ним "Для развития/ За!". Они же в ответ поддержали избрание в президиум Андрея Клементьева.
Правда, депутаты Нацблока в этом голосовании не участвовали, но и не проголосовали против, хотя могли так сделать. Не исключено, что именно такой и была цена. Однако, как заметила Крейтусе: "Я думаю, что "Согласие" не такое дешевое и там обязательно будет что-то еще".
Правила политических игр
По словам Крейтусе, Клементьева просто не могли не включить в состав парламента, потому что такие действия не соответствуют нормальной европейской практике.
"Европа бы нас не поняла. "Согласие" – это все же не коммунисты и не какая-то там мелкая партия. Они заняли первое место на выборах. Если бы они не получили место в президиуме, то, я думаю, случился бы мини-скандал и пришлось бы объясняться с парламентами стран членов ЕС и с ведущими европейскими партиями", – предположила политолог.
Крейтусе не исключает, что нынешний президиум весь положенный срок проработать не сможет. По ее словам, это зависит от президента - от того, кого он предложит на должность премьер-министра, и как он будет действовать, чтобы создать правительство. Если это не удастся с первого захода, то, может быть, президиум и сменит состав.
Кроме того, многое будет зависеть от действий НКП. От того, как поведет себя ее лидер Янис Борданс, который по словам Крейтусе, совершенно не научился политическим играм.
"Я понимаю, почему Борданс не смог удержаться ни в одной партии и ни на одном посту. Он не научился политической игре, где надо играть умно и не следует постоянно выпячивать свое "я", утверждая, что "я тут самый умный". Мне кажется, что он сейчас совершенно не видит политическое поле, на котором он играет, и я даже смотрю на то, как бы он не остался за бортом будущей коалиции. В нынешней политической игре он явно играет не умно, что, в конечном счете, может сказаться и на всей НКП", – предположила Крейтусе.
Бордансу, по ее мнению, следует критически посмотреть на то, какая у него команда, и как может создаваться правительство.
Слабое звено
Как считает Крейтусе, самым слабым звеном президиума на данный момент является Дагмара Бейтнере-Ле Галла. Она может быть первым кандидатом на вылет.
"Если Борданс останется за бортом коалиции, то Бейтнере-Ле Галла явно потеряет место в президиуме. У нас бывали случаи, когда состав президиума менялся из-за того, находятся партия в коалиции или нет, а, как мы видим, в президиуме очень хотел остаться Гундарс Даудзе", – сказала она.
На вопрос о том, почему депутаты от Национального объединения, Нового Единства и "Для развития/ За!" изначально не поддержали Даудзе, Крейтсуе ответила просто: "Своя рубашка ближе к телу, когда я свое получил, это не означает, что я должен дать то же и тебе". Политолог напомнила, что остальные три партии провели своих кандидатов в президиум и удовлетворились этим, пожертвовав СЗК.
Как подчеркнула Крейтусе, было очень хорошо заметно, каким выглядел разочарованным Даудзе, когда его не избрали в президиум и даже посчитал это предательством. Однако, по словам эксперта, в политике нет друзей, а есть только интересы, которые в любой момент могут измениться.
"Если СЗК войдет в правительство вместо НКП, то Даудзе сможет спокойно вернуться в свое кресло", – резюмировала профессор.