РИГА, 31 окт — Sputnik. Декларация о латышских легионерах во Второй мировой войне, согласно которой истребление граждан Латвии нацистами, включая Холокост, затронуло страну в гораздо меньшей степени, чем советские "репрессии", была принята Сеймом 29 октября 1998 года. Об этом говорится в программе Русского вещания LTV7 "Личное дело".
За эту декларацию на прощание проголосовал на своем последнем заседании уходящий VI Сейм. Это одна из восьми деклараций, принятых Сеймом в современной Латвии, и лишь четыре из них касаются исторических событий.
Как можно интерпретировать основную мысль этого документа? Можно ли считать, что на своем последнем заседании VI Сейм голосовал за обеление нацизма? По сути это выглядит именно так.
Не совсем корректно
В декларации говорится о том, что латышские легионеры Waffen SS, в массе своей насильственно призванные нацистами, защищали Латвию как обычные солдаты и не имеют ничего общего с гитлеровскими акциями по уничтожению мирного населения.
Декларация признает, что были такие граждане Латвии, которые добровольно вступали в латышский легион, но в целях защиты от действий СССР. Получается, что декларация не просто уравнивает СССР и фашистскую Германию а, более того, превращает Союз в монстра, который в те годы якобы нанес латвийцам больший ущерб, чем действия немецко-фашистских оккупантов.
Как отметил ведущий научный сотрудник Латвийского университета, доктор исторических наук Каспарс Зеллис, это не совсем корректное сравнение. Зеллис напоминает, что латвийскими гражданами были не только латыши, но и евреи, русские, поляки и представители других национальностей.
И, как указал возглавляющий Центр общественной памяти и глава комиссии по изучению мешков ЧК, доктор истории Карлис Кангерис, только за первый год гитлеровской оккупации было уничтожено примерно 70 тысяч евреев.
Арифметика оккупации
Тех, кто остался жив, примерно 6 тысяч, держали в малом гетто. Потом начали убивать людей в психиатрических больницах, - еще около 2,5 тысяч, потом — цыган, еще 2,5 тысячи, затем принялись убивать людей, которых считали коммунистами, — до середины 1942 года это были примерно еще 4 тысячи человек.
В итоге, к 1941 году жертвами гитлеровской оккупации стали более чем 80 тысяч человек. По словам Каегериса, от действий советских властей в тот период пострадали примерно 28 тысяч человек, большинство из которых были депортированы.
Если сопоставить эти факты и текст декларации, становится очевидно, что документ, который юридически все еще в силе, вопиюще некорректен. И, как отметил Кангерис, это не единственное несоответствие исторической правде в нем. Но и Кангерис и Зеллис обелением нацизма это искажение исторических фактов называть не берутся.
Особое восприятие
Ученые списывают такие умело подобранные в декларации несоответствия на особенности восприятия истории Латвии в девяностых. По их мнению, виновником принятия такой декларации является исторический ландшафт 90-х. Это, в том числе, ответная реакция на появившиеся уже тогда российские заявления о возрождении нацизма в странах Балтии. Зеллис заметил, что эта декларация стала своего рода отражением национального нарциссизма того времени.
Доктор гуманитарных наук и профессор Рижского университета им. Страдыня Денис Ханов в сою очередь отметил, что Декларация о латышских легионерах во Второй мировой войне пример иерархии памяти, когда воспоминания одного народа ставятся превыше воспоминаний других. По его мнению, в демократическом государстве должно быть принятие культуры и памяти другого как равноценной, поэтому ставить одни воспоминания превыше других — опасно.
В отличие от ученых политики не вкладывают какого-то особо серьезного или опасного смысла в декларацию. Более того, некоторые депутаты нового Сейма об этом документе даже не знают.
Один из соавторов декларации Юрис Добелис, который в 1998 году был одним из 10 депутатов Сейма от "ТБ"\ДННЛ, предтечи нынешнего Национального объединения, вообще заявил, что если в декларации какое-то слово и было вписано неправильно, то Сейм любого созыва всегда может исправить эту небольшую оплошность.
Немножко перегнули
В новом Сейме есть такие политики, которым идея декларации приглянулась. И они с удовольствием бы выразились в ней поточнее и более юридически верно.
К примеру, депутат Сейма от Нацобъединения Ритварс Янсонс подтвердил, что декларация не точная, и к этому вопросу, возможно, следует вернуться. Он заявил, что 1998 года прошло достаточно времени, и пора высказаться куда более юридически точно в другой декларации.
Но он акцентировал внимание на том, что мысль, которая была заложена в декларации 1998 года, терять не стоит. То есть, может быть, в следующей декларации Нацблок вообще захочет пересмотреть итоги войны в пользу нацистской Германии. Тем более, что Янсонс подчеркнул, что в новом юридическом бюро Сейма очень хорошие юристы.
Депутат от "Согласия" Борис Цилевич был настроен иначе, но все же довольно мягко. Он считает, что люди, составлявшие декларацию, "немножко перегнули".
Премьер Марис Кучинскис от Союза зеленых и крестьян признался, что с текстом декларации не знаком вообще. Он заявил, что суть не в том, что там написано, а в том, что такая история в принципе была. И декларация тут не имеет значения, гораздо важнее донести эту информацию в школы.
Представители партий KPV LV и "Новое единство" тоже про эту декларацию ничего не знали, но ознакомились с ней по просьбе журналистов. Член правления KPV LV Атис Закатистов признал, что ошибки исправлять надо. Он усомнился в достоверности фактов, изложенных в документе, и заявил, что здесь необходима компетентная и основанная на контексте информация, на основании которой общество может сплотиться.
Закон всех сделал равными
А лидер "Нового единства" Арвил Ашераденс считает, что все ошибки уже исправил закон "О статусе участника Второй мировой войны", принятый Сеймом в 2017 году. Стоит отметить, что этот закон вряд ли исправляет какие-либо ошибки, поскольку фактически приравнивает солдат нацистской Германии и ветеранов-красноармейцев. Но Ашераденс также подчеркнул, что декларация в отличие от закона даже не имеет никакой силы. "Просто политическая декларация Сейма", - сказал он.
По мнению Ашераденса, закон "О статусе участника Второй мировой войны" не приравнивает красноармейцев к нацистам, а балансирует их статусы, признавая, что люди, которые участвовали в войне на обеих сторонах, уважаемы.
А в итоге многие латвийские политики осторожно сошлись на том, что скорее всего декларацию корректировать не будут, потому что в Латвии нет практики исправления текстов деклараций.
Европейская резолюция против латвийской декларации
Ранее Европарламент (ЕП) принял резолюцию, призывающую государства Евросоюза, включая Латвию, запретить деятельность неофашистских и неонацистских групп. Резолюция была принята 355 голосами "за" при 90 "против" и 39 воздержавшихся.
В резолюции ЕП подчеркивается, что Отсутствие серьезных действий в отношении радикальных групп допустило появление нынешней волны ксенофобии в Европе. А безнаказанность, которой пользуются правые организации в некоторых странах ЕС, и стала одной из причин распространения насильственных акций, затрагивающих все общество и нацеленных на конкретные меньшинства, такие как афроевропейцы, евреи, мусульмане, цыгане, граждане третьих стран, сексуальные меньшинства и инвалиды.
В документе также содержится призыв к государствам альянса "открыто осуждать и подвергать санкциям" преступления на почве ненависти, вражды и поиска виновных (среди меньшинств) политиками и государственными должностными лицами, поскольку они непосредственно делают нормой и усиливают ненависть и насилие.
Касательно Латвии парламентарии в тексте резолюции особо отметили День легионеров, который ежегодно отмечается в Риге рядом мероприятий, направленных на то, чтобы почтить память латвийцев, служивших в Waffen SS.