РИГА, 31 окт — Sputnik. Залог за лизинговые машины вскоре отменят для благонадежных латвийских и эстонских компаний, рассказал первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) России Руслан Давыдов. В эксклюзивном интервью для Sputnik он разъяснил, почему возникли новые нормы о залогах за машины, какое наказание ждет нарушителей и что делать водителям лизинговых авто.
— Сейчас многим водителям приходится вносить крупные залоги при въезде в Россию. Почему?
— Связано это со вступлением в силу 4 сентября 2018 года нового федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Он гласит: владелец — физическое или юридическое лицо — может бесплатно ввозить на территорию России одно транспортное средство. Пока оно находится в России, его владелец обязан вносить таможенный платеж при ввозе каждого последующего транспортного средства.
Эту норму включили в федеральный закон из-за многочисленных нарушений со стороны иностранных граждан. За период с 2011 по 2017 год они вовремя не вывезли за пределы России порядка семидесяти тысяч машин. За некоторыми нарушителями числятся десятки или даже сотни невывезенных автомобилей. Перед федеральным бюджетом Российской Федерации образовалась задолженность из неоплаченных штрафов — почти девять миллиардов рублей.
— Как быстро залог возвращается водителю или компании после выезда из России?
— Этот срок установлен федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации": залог должен быть возвращен не позднее 21 рабочего дня. Ситуацию можно сравнить с бронью номера в гостинице: на вашей карточке замораживают определенную сумму, и некоторое время после того, как вы выехали из номера, эта сумма "висит" в банке, не возвращаясь вам на карточку.
— Недавно в прессе появилась новость о списке "беспошлинных" лизинговых компаний, который составила Финляндия. Вы пошли ей навстречу?
— Да, коллеги из Финляндии предоставили перечень лизингодателей и кредитных организаций без задолженностей по уплате таможенных платежей и штрафов и без привлечения к административной и уголовной ответственности. Мы приняли решение не требовать с граждан Финляндии платы за ввоз, если они въезжают в Россию на автомобилях этих компаний.
— Обращались ли к вам представители стран Балтии?
— Латвийские лизинговые компании обращались к нам напрямую, но мы попросили их заручиться поддержкой таможенной службы своей страны. Наибольшим доверием у нас пользуются именно государственные органы.
В преддверии Международного таможенного форума мы встречались с нашими латвийскими и эстонскими коллегами и договорились, что в ближайшее время таможенные службы Латвии и Эстонии направят в ФТС России перечни добросовестных организаций. Самый больший объем нарушений российского таможенного законодательства зафиксирован у граждан Литвы, но литовская сторона пока к нам не обращалась.
— Как вы отслеживаете автомобили, которые въезжали в Россию, а выезжали через другие страны — участницы Евразийского экономического союза (ЕАЭС)?
— Между странами ЕАЭС сформирована единая автоматизированная база. Она дает возможность полноценно контролировать въезжающие и выезжающие транспортные средства как с территории Российской Федерации, так и с территории союзных стран.
— Необходимо ли водителям выезжать из России через те же таможенные пункты, через которые они въехали в страну?
— Нет, иностранный водитель может выехать из России через любой пункт пропуска, не обязательно через тот, через который он въезжал. У таможенных органов есть информационный ресурс, позволяющий в автоматизированном режиме проводить операции контроля за ранее ввезенным транспортным средством. Но это касается лишь добросовестных владельцев. Нарушители просто продают ввезенный без платежей автомобиль и выезжают другим видом транспорта — поездом или самолетом. Со вступлением в силу упомянутого федерального закона сама возможность таких правонарушений серьезно сужается.
— Ожидаются ли еще какие-то изменения таможенного законодательства в ближайшем будущем?
— ФТС России совместно с Минфином России готовит проект постановления правительства РФ о введении упрощенного порядка пересечения границы. По прогнозам Минфина России, этот документ будет принят до конца текущего года.
Предусматривается, что иностранное юридическое лицо может быть освобождено от обеспечения по уплате таможенных пошлин и налогов в отношении автотранспортных средств, если одновременно будут соблюдены три условия. Во-первых, у иностранного юридического лица должны отсутствовать задолженности по уплате таможенных платежей. Во-вторых, оно обязано оплачивать административные штрафы в срок. В-третьих, в собственности этого юрлица отсутствуют транспортные средства, не вывезенные из Российской Федерации в установленный законом срок.