Транзит

Через вас весь "Лукойл" может поехать: Латвии рассказали, как работать с РФ

Латвия может создать рай для трейдеров: кредитовать закупки сырья на бирже, предоставлять в аренду мощности для хранения, обеспечивать страхование и отправлять груз через свои порты на экспорт, считает представитель "Газпромтранса" Андрей Ващенко
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 30 окт — Sputnik, Людмила Прибыльская. Россия впредь будет продавать нефтегазовую продукцию на своей границе, перекладывая заботу о транспортировке на международных трейдеров. Поскольку Латвия не может обеспечить сохранность вырученных россиянами денег, а "западные партнеры" и вовсе встали на путь конфискаций и ареста активов, углеводородная олигархия переживает небывалый приступ патриотизма: ее деньги возвращаются в Россию без надежды "сохранить все, как было". Это открывает для прибалтов новую возможность: стать раем для трейдеров.

Как известно, транзитный бизнес Прибалтики развивался рука об руку с финансовым. Везти грузы через наши порты и параллельно оформлять их в денежном эквиваленте, оставляя маржу вне всевидящего ока российских налоговиков, было удобно и выгодно. Этой эпохе пришел конец, констатировал Андрей Ващенко — ключевой спикер состоявшейся на прошлой неделе в Риге VIII Балтийской нефтегазовой торгово-транспортной конференции, начальник управления перспективного развития и планирования "Газпромтранса".

"Газпромтранс": Прибалтику лишат последних капель нефти из Беларуси

"Товарищ Трамп сделал для России самое главное: он убедил всех наших олигархов, что на Западе вовсе не спокойней, чем у нас, — отметил эксперт. — У нас хотя бы есть суд, худо-бедно можно договориться. А там нельзя. Просто конфискуют — и все. И люди это видят и начинают массово привозить детей, закрывать свои шотландские замки, бросать во Франции недвижимость. В Россию переводить авуары, счета, переводить их в юани… Они больше не верят ни немцам, ни французам, ни американцам. Расходы лимитируются и проверяются постоянно. Это никого не устраивает. Те, кто деньги ценит больше, чем собственную жизнь, на Западе больше жить не хотят. Они хотят обратно домой. Главное изменение – патриотизм поднялся на небывалую высоту, прежде всего, среди элиты.

Для бедных прибалтийских республик это значит: если они не смогут предложить качественного сервиса в отношении сохранности денег — а они не смогут — значит, они никому не нужны.

А что нужно?

В России компании-экспортеры очень заинтересованы в поставках нефтепродуктов, в том числе и в Прибалтику. Но у них у всех огромные проблемы с деньгами. Российские банки трейдеров не кредитуют. Поэтому Прибалтика может закрыть эту нишу. Брать кредит, покупать сырье, арендовать мощности для хранения. Нужно, чтобы ваша банковская система финансировала трейдеров – иностранных или местных, которых вы создадите, которые бы закупали на бирже официально сырье, привозили сюда и экспортировали через ваши порты. Должны появиться нефтегазовые торговые дома. Так поступают китайцы: покупают у "Роснефти" сырье на год вперед, а потом заказывают переработку.

Если бы я был президентом вашей страны, я бы здесь сделал рай для трейдеров. Финансирование, страхование, обеспечение, чтобы мировые трейдеры сырьевые имели у вас большие филиалы, систему гарантий, проверки качества, чтобы покупать в России продукт. Если вы закупите годовой объем экспортного производства "Лукойла", весь "Лукойл" через вас и поедет. Это будет законно и правильно, и у вас будет гарантированный грузопоток через ваш порт. И никакой политики!"

Межевич: латвийский транзит подбирает то, что невыгодно России

Самой России создавать международных трейдеров невыгодно, считает Андрей Ващенко.

"Налоговый режим не стимулирует создание предприятий за пределами страны. С точки зрения кредитования это не проходит никакой риск-менеджмент. А учитывая, что еще и санкции – запреты, аресты счетов, то россияне сейчас рассматривают Прибалтику как очень опасное место для финансовой деятельности. Потому что завтра Трамп напишет что-нибудь в своем Twitter – закроют банки, закроют счета, запретят расчеты в валюте. Ходят слухи, что Сбербанку запретят расчеты в долларах. Мы эти угрозы воспринимаем очень серьезно. И возникает стена денежная: невозможно купить не потому, что нельзя, а потому, что это невыгодно. Рассчитаться невозможно, в этом проблема. Ее-то и может решить сторонний международный трейдер".