РИГА, 28 сен — Sputnik, Евгений Лешковский. Перед выборами в парламент, до которых остается около недели, политические страсти не накалились, а перекалились. То, что происходит среди латышских политических партий и их электората, русских касается мало – немного иная "тусовка". Нас больше волнует ситуация на русскоязычном поле, где на клумбе хоть и не так пестрит, но все же перед глазами цвета разные.
Здесь, бесспорно, большее пространство занимает партия "Согласие" с ее лидером Нилом Ушаковым, который давно сделал ставку на латышский электорат, превышающий по численности русский.
Чтобы доказать свою близость идеям людей из этого национального лагеря, Ушаков старается как может: то несколько лет назад назвал участников массового "Русского марша" "ряжеными", то недавно акции в защиту образования на родном языке – "цирком" и "балаганом". Но заставляет задуматься и другое.
Законный протест превращается в "цирк и балаган"
Участник Штаба защиты русских школ и Русского союза Латвии (РСЛ), психолог Виктор Елкин, который также является и сопредседателем Латвийского комитета по борьбе с тоталитарными сектами, сейчас готовится к защите докторской в МГУ.
Тема диссертации - манипулирование сознанием и не только. Поэтому интересно узнать, что он думает не как активист движения в защиту русских школ, а как специалист по массовой манипуляции. Ведь многие методы пропаганды, направленной на нейтрализацию протестов, относятся именно к этому виду воздействия.
"Один из самых распространенных приемов, которые используют лидеры разных тоталитарных организаций, – это клиширование несогласных. Люди, критикующие организацию или метод ее работы, представляются "жалкими" и "убогими", в то время как "умные" и "солидные" следуют за генеральной линией мудрого лидера", - говорит Виктор Елкин.
По словам Елкина, таким "мудрым лидером" можно назвать Ушакова, который активно занимается маргинализацией населения, призывая латвийцев не участвовать в законных и логичных уличных акциях.
Представители РСЛ и их единомышленники на многих уровнях Европарламента, Еврокомиссии, ООН и других мощных структур рассказывают о проблеме в сфере образования Латвии, а в ответ слышат: "где массовые протесты, где десятки и сотни тысяч людей на улицах?" В Европе считают совершенно нормальным, что когда проблема актуальная и касается очень многих - эти многие выходят на улицу.
"Ушаков клиширует людей, которые законно и нормально высказывают свое мнение во время акций протеста, называя эту акцию "цирком и балаганом". В то время как уличные акции – это нормальное выражение мнения в любом демократическом обществе. Люди, несогласные с дискриминационными действиями властей, везде выходят на улицы городов. Естественно, речь не идет о противозаконных акциях с битьем витрин и переворачиваем машин. Кстати, много лет назад именно лидеры "Согласия" заикались о том, что при некоторых обстоятельствах они пойдут переворачивать машины…" - говорит психолог.
Получается, что Ушаков представляет людей, которые участвуют в акциях, маргиналами, ничего не понимающими в политических процессах. Он считает, что всё цивилизованно должны решать люди в костюмах и галстуках во время переговоров в кабинетах. Это чушь! Политики, защищающие своих избирателей, работают и в кабинетах, и на улицах.
Другое дело, что в последнее время "Согласие" не особо стремиться делать ни первого, ни второго. Во всяком случае, в вопросе защиты русских школ. Это, конечно, видят многие их бывшие избиратели.
Операция: переформатировать мышление
По мнению Елкина, маргинализация протестных движений – это очень серьезно. Вначале "клоуны" и "ряженые" устраивают "балаган" в защиту русского образования. А потом другие "клоуны" и "ряженые" будут устраивать "балаган", например, требуя повышения зарплат учителям и медикам, получения субсидий крестьянами или гарантий автоперевозчикам. Ушаков просто уводит людей от основного права демократического общества – права на законный протест.
"Можно говорить об окнах Овертона (концепция наличия рамок допустимого спектра мнений в публичных высказываниях с точки зрения общественной морали). Но точнее будет понятие "реформирование мышления", которое ввел когда-то американский психиатр Роберт Лифтон. Он описал, как поступали с американскими пленными, которые во время известных событий прошлого века попадали в плен к китайцам. Пленного там не пытали, а давали бумагу и просили писать: подумайте, что хорошего в режиме, с которым вы воевали, и что плохого в системе вашей страны? За это пленный получал дополнительный паек. Но на этом процесс не прекращался: пленный писал все время, пока был в неволе. Через некоторое время, причем довольно короткое, его взгляды менялись на противоположные. Но странность была в том, что новые взгляды долгое время оставались с ним уже после освобождения, когда его жизни ничего не угрожало", - рассказал психолог.
Он пояснил, что речь идет о постепенном вымывании у людей их системы ценностей. Потом похожие психотехники начали использовать и лидеры тоталитарных организаций, поскольку работа "на перспективу" – это всегда важней, чем получить что-то прямо сейчас.
И обратите внимание на то, насколько пассивно теперь ведет себя огромная часть русскоязычного общества Латвии, если, например, сравнивать с ситуацией не такой уж большой давности, когда вводилась первая реформа или проводился референдум о втором госязыке. То есть власти с молчаливого согласия того самого "Согласия" изменили систему ценностей многих людей.
Кстати, Ушаков, назвав саму систему уличных протестных движений "балаганом", "выпорол" сам себя и других первых лиц партии.
Что вы знаете об акциях карманного профсоюза "Согласия" - LABA (Latvijas Apvienoto Biedru ArodbiedrIba)? Тот в свое время организовывал массовые акции протеста на улицах. Получается, лидеры этого профсоюза и все, стоящие за ним из "Согласия", тоже клоуны, ряженые и маргиналы? Ушаков совсем запутался.
Кстати, когда уже не удавалось больше скрывать, что LABA – продукт "Согласия", профсоюз начал вянуть. Везде у "Согласия" свои двойные стандарты.
Русские за закрытие русских школ
"В том числе не без помощи таких вот "убаюкивающих сознание" русских лидеров, многие люди теперь вообще не видят смысла в активном сопротивлении разным реформам от латышских партий. Некоторые вообще уже согласны с ликвидацией русских школ и задают вопрос, зачем те в Латвии нужны", - отметил Елкин.
И он, увы, прав. Я и сам неоднократно сталкивался с таким мнением – слышал его от молодых мам, дети которых учатся пока еще в русских школах.
"Ну мы же в Латвии живем. Дети должны знать латышский. Да и так в школах почти все учебники на латышском, преподают по ним в классе на латышском, а русского почти не осталось. В Англии ведь нет русских школ: если туда переселяются русские, они должны знать английский. А в Латвии - латышский", - заявила мне как-то одна из таких мам. Словно и не с русской поговорил…
Во-первых, русские в Латвию не переселились, они коренной народ этой земли. Да и самая суть монолога дамы: русские школы можно смело закрывать, потому что тут Латвия, и все будет только на пользу русским детям. Вот оно как! И примерно то же самое я слышал от русских достаточно часто. Правда, они тоже за Ушакова голосовать не хотят. Им, например, симпатичны взгляды Союза зеленых и крестьян, ну, или "регионалов".
"К сожалению, в последнее время о необходимости акций в защиту русских школ я дискутирую вовсе не с латышами, а с русскими, которые повторят внушенную им мантру "здесь же Латвия, зачем тут русские школы?" – рассказал Елкин.
Государство, построенное на лжи
"Оппонентам из латышского политического лагеря скажу следующее. Вспомните обещания Народного фронта Латвии (НФЛ), которые лидеры Атмоды давали русским, чтобы заручиться их голосами для поддержки независимости Латвии. Везде говорилось о равноправном сосуществовании русской и латышской общин. Можно, конечно, апеллировать к разным пунктам международного права и приводить примеры, как в массе стран и в Европе в первую очередь царит многоязычие и работают школы для детей разных национальностей. Но я о другом. Даже если бы вообще в мире не было бы прецедента, когда на территории тех или иных стран были открыты учебные заведения для представителей нацменьшинств, то в Латвии русские школы все равно должны были бы оставаться. Все потому, что в 1989 году Народный фронт опубликовал свою программу, где в пункте 8.4 сказано: "НФЛ поддерживает право национальных меньшинств на всеобщее среднее образование на родном языке". И это было одно из условий, на котором русские поддержали создание этого государства. Некий социальный договор между общинами", - подчеркнул Елкин.
Он заметил, что теперь об этих обещаниях не хотят вспоминать ни Черный Карлис, ни кандидат в министры образования от "Согласия" Эвия Папуле, ни лидер этой партии "русский" мэр Ушаков.
Можете, кстати, ознакомиться в публикации Евгении Крюковой с цитатами кандидата на пост министра образования Папуле из дебатов на латвийском телевидении.
"Возникает вопрос: можно ли доверять государству, которое нарушило фундаментальный договор. Если контракт нарушается одной из сторон, тогда должны следовать санкции. Я не призываю никого свергать тут строй или вести себя антиконституционно. Но насколько может быть процветающим государство, построенное на лжи, отвергающее часть своего населения?" – заключил Елкин.