РИГА, 27 сен — Sputnik, Евгений Лешковский. Лиц неопределенной национальности не волнует ни судьба образования на родном языке, ни будущее своего народа.
После недавнего марша и митинга в защиту русских школ "Наш выбор", организованного партией "Русский союз Латвии", многие его участники недоумевали, почему поддержать родной язык пришло так позорно мало русских людей? Около 5 тысяч человек из 300 тысяч русскоязычных, проживающих в Риге, – это капля в море.
Известный латвийский историк, автор ряда книг и научно-популярных фильмов Игорь Гусев после митинга опубликовал на эту тему статью "Лица неопределенной национальности", которая сейчас кочует по социальным сетям. Похоже, есть повод призадуматься.
Своими размышлениями о том, до чего русские Латвии сами себя довели, Гусев поделился со Sputnik Латвия.
Неопределенная национальность
Первым делом Гусев назвал базовые личностные качества, которые, по его мнению, на сегодняшний день присущи большинству людей, - это лень и равнодушие. Из этого, по всей видимости, и исходит то, что основная русскоязычная масса людей в Латвии вполне комфортно себя чувствует вообще вне всякого национального контента.
"Давайте определимся, нужно ли осознание своей принадлежности к определенной нации? Речь здесь не о тех, кто у нас сделал свою титульную национальность выгодной профессией. Многих русскоязычных не волнует национальный вопрос. Не стоит он лично у них. Но мы живем в стране, где на государственном уровне национальный вопрос возведен в абсолют. Это, если можно так выразиться, холодная гражданская война. И по мере последовательных уступок со стороны русской общины латышская национальная элита проявляет все больше категоричных требований к нам", - пояснил Гусев.
Реформа образования в Латвии, по мнению историка, проводится не для "повышения конкурентоспособности" русских, как утверждают в правительстве, и не для того, чтобы дети знали и любили латышский язык.
"Образовательная реформа нужна, чтобы ассимилировать русскоязычных детей, а тех, кто не согласен с насильственной латышизацией, вынудить к отъезду из страны, которую мы считаем своей Родиной. Те же, кто готов принять правила навязываемой латышизации, должны будут стать латышами с русскими фамилиями и облатышенными именами. Только и всего. Я лично не готов отказаться от наследия предков, вырвать свой язык и подрубить свои корни. Но тех, кто солидарен с этими словами, – немного. Например, кто-то не ходит на акции в защиту образования на родном языке, придумывая отговорку "так я ведь не за Русский союз Латвии". Это жалкое оправдание, обман самого себя, оправдание собственной лени и равнодушия. Ведь речь здесь идет не о политике, а о самом принципе, когда все политические разногласия должны отступить на второй план", - констатировал Гусев.
Без права на выбор
Он рассказал, что знает таких людей, которые сами искренне и активно начинают ассимилироваться в латышскую среду, и не осуждает их, поскольку это личный и сознательный выбор каждого. Но в данном случае, по словам историка, речь идет именно об осознанном, свободном, не навязанном извне выборе. Право на такой выбор является одним из важнейших прав человека.
"Но когда человека ставят в жесткие условия и он меняет свой национальный код под воздействием внешней угрозы - это совсем другое. Это уже насилие над личностью. Это насильственная ассимиляция, которая мировым сообществом признается явлением негуманным и преступным", - сказал историк.
По его словам, реформа образования в Латвии и есть насильственная ассимиляция. Но когда из 300 русских жителей Риги против этой ассимиляции выходят протестовать только пятеро, это может означать только одно - остальные данным беспределом довольны и со всем согласны. Гусев напомнил, что на митинг не пришли многие учителя, поскольку боялись попасть в черные списки.
"Не секрет, что в русские школы регулярно наведываются представители наших доблестных спецслужб, которые вежливо интересуются у администрации школ, кто из учителей является противником реформы и участвует в соответствующих мероприятиях. Этим бравым парням террористов бы ловить, да экономических преступников. Но они отслеживают нелояльный к реформе элемент. Было бы смешно, если бы не так страшно. Но ведь не только страхом объясняется то, что на акции в защиту русских школ приходит так мало людей. Люди находят множество оправданий: погода была или плохая, или слишком хорошая. Или такие фразы: "да что мое участие в митинге даст", "все равно решат все за меня, и ничего не изменится". Так оправдывают лень и равнодушие", - пояснил Гусев.
Он подчеркнул, что русского человека от представителей других, не менее достойных национальностей отличает не пресловутая "славянская внешность". Гусем заметил, что знал подлинно русских людей с еврейскими, латышскими, немецкими фамилиями и, наоборот, настоящих "лиц неизвестной национальности" с фамилией Иванов.
По мнению историка, человек является тем, кем он себя считает, и это его святое право, а русский человек это тот, кто, прежде всего, любит русский народ, любит осознанно, со всеми недостатками и несовершенствами.
Гусев рассказал, что честь и слава любой нации складываются из достойных поступков каждого ее представителя. И, по словам историка, русский человек, где бы он ни жил, где бы ни находился, в первую очередь помнит о своей принадлежности к общности духовно-нравственных и материальных форм существования русского народа, определивших его историческую судьбу и сформировавших его национальное сознание. Это история, это культурный код, это труднообъяснимая, но вполне осязаемая духовная общность.
Историк с сожалением заметил, что в Латвии полным-полно людей, для которых русский язык всего лишь одно из средств коммуникации.
"Эти люди в массе своей не любят Россию, она для них "рашка" или "эта страна", к которой они в лучшем случае относятся с равнодушием", - подчеркнул историк.
Латвия – Родина, Россия – Отечество
Гусев заявил, что никогда не скрывал, что Латвия – это его любимая Родина, к которой он привязан всем сердцем, а Россия – это его глубоко почитаемое Отечество. И как отметил историк, связь между этими частицами его души – прямая и неразрывная.
В качестве примера он привел семьи латышей, которые в прошлом веке расселялись по всему миру. Гусев рассказал, что их дети уже называли своей родиной Канаду, Норвегию или Австралию, но при этом они не скрывали любви к Латвии, гордились своими родовыми корнями.
Историк считает, что для того, чтобы по-настоящему и осознанно любить свое Отечество, надо знать его историю, культуру, духовное наследие. И русским есть чем гордиться. Но, увы, огромная масса людей, называющих себя "русскими", знать не хотят ни историю, ни литературу.
"Я ведь ратую не за какой-то особый приоритет русских, а напоминаю, что мы должны вновь обрести утраченные качества - национальное достоинство и национальную гордость. Борьба за школы могла объединить наших людей, пробудить дремлющее русское чувство. Однако человека-обывателя пожрал изнутри мир потребления", - пояснил историк.
Два пути
Он отметил, что существуют два пути развития человечества. Первый – духовный путь, когда люди живут, осознавая неизменные ценности таких понятий, как "честь", "совесть", "благородство", "справедливость", "долг перед ближним". Второй путь – потребительский. Жить ради потребления, во имя приобретательства, достижения богатства, реализации амбиций, тщеславных мечтаний.
"Я не призываю всех ходить босиком и в рубище, как святые подвижники. Сам ой как далек от святости. Можно и необходимо чего-то добиваться в жизни, но это не должно становиться главной целью существования. Увы, но многие наши современники живут именно для мира потребления, который разъедает душу, как металл разъедает ржавчина. И этому воздействию очень трудно противостоять. Горько становится, когда люди легко готовы отказаться от славы своих предков, от родословной, от высоких идеалов. Сила любой нации находится в сердцах ее людей", - заявил историк.
Он подчеркнул, что авторы реформы образования борются не с русскими школами, они стремятся в духовном смысле обезличить и уничтожить каждого из тех, кто считает себя латвийским русским.
"Те, кто не ходит на митинги просто потому, что "не хочется", должны понимать, что именно они сделали и кому подыграли," - подчеркнул Гусев.