РИГА, 28 сен — Sputnik. Премьер-министр Латвии Марис Кучинскис считает, что государству не придется спасать национального авиаперевозчика airBaltic за счет бюджетных денег — никакого риска того, что компания не сможет рассчитаться за покупку новых самолетов Airbus, нет. По словам Кучинскиса, у латвийцев такой менталитет — ждать, когда кому-то будет плохо.
Кучинскиса в эфире программы Латвийского радио 4 "Действующие лица" спросили, существует ли риск, что авиакомпания airBaltic не сможет выполнить свой бизнес-план и окажется на грани разорения. На что премьер ответил, что подобные спекуляции — ложь.
"Я знаю, что наши соседи, которым мы всегда завидуем, очень нам завидуют. Я говорю об Эстонии. Ложь в том, что компания не в состоянии выполнять свой бизнес-план. Прирост туризма очень большой, рейсы постепенно увеличиваются, и покупка новых самолетов обосновывается не просто на каких-то предположениях — это очень конкретный бизнес-план", — заявил Кучинскис.
Он пояснил, что новые самолеты в авиапарке airBaltic будут появляться постепенно, а не все сразу.
"Пока, я думаю, план очень даже реальный, у меня никаких претензий нет. У нас в Латвии такой менталитет — ждать, когда кому-то будет плохо", — усмехнулся премьер.
Ранее бывший министр сообщения Латвии Анрийс Матисс в интервью "МК-Латвия" выразил противоположную точку зрения. По его словам, Латвия — маленькая страна, и быстрый рост компании airBaltic в некотором роде даже опасен, покупка новых 30 самолетов может оказаться не по карману, и тогда спасать перевозчика придется за госсчет.
По словам Матисса, перед первым кризисом airBaltic тоже все было очень хорошо.
"Компания летала в 20 маленьких городков в Скандинавии, у нее были пассажиры, но в один прекрасный день мы столкнулись с тем, что прибыли вся эта деятельность не приносит и государство должно вкладывать в компанию колоссальные деньги. Сейчас очень важно, чтобы не надулся новый "пузырь" и государству не пришлось снова тратить средства налогоплательщиков", — сказал бывший министр.
Он указал, что прибыль airBaltic в прошлом году "была весьма символической".
"К тому же руководство airBaltic подписало новый договор о покупке дополнительных 30 самолетов Airbus. За эти самолеты кто-то должен платить. Важно, чтобы эта обязанность не легла на плечи государства", — подчеркнул он.
Матисс отметил, что airBaltic еще не выполнила условия предыдущего договора, по которому предусмотрено купить 20 самолетов.
"И тут авиакомпания подписывает новый договор, который предусматривает удвоение количества новых Airbus. У меня, конечно, возникает вопрос: куда все эти самолеты будут летать? Из Риги уже сейчас можно лететь в 90 городов. А новых рейсов в Китай или США у нас пока не планируется", — сказал экс-министр.
Он добавил, что если решение airBaltic экономически обоснованно, то "все в порядке".
"Но может случиться, что инвестор авиакомпании снова скажет: "У нас не хватает денег на оплату этих самолетов, пусть государство платит!" Мы маленькая страна, быстрый рост компании в этих условиях очень опасен, нужно всегда рассчитывать свои возможности и силы. А сегодня я не вижу, чтобы эти дополнительные 30 самолетов были нам по карману", — сказал Матисс.
По его мнению, сейчас со стороны государства" нужен четкий контроль над происходящим в airBaltic, чтобы нам не пришлось вкладывать большие деньги в очередное спасение авиакомпании или терять ее".