Economist: сможет ли Севморпуть стать вторым Суэцким каналом

В будущем Северный морской пусть может иметь важное значение для транспортировки нефти или сжиженного природного газа
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 25 сен — Sputnik. Северный морской путь может дать России важное экономическое преимущество, пишет The Economist. Полный перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.

Судно Venta Maersk покинуло дальневосточный порт Владивосток 23 августа, чтобы пройти по Восточно-Сибирскому морю и морю Лаптевых и прибыть в Санкт-Петербург 27 сентября. Venta, первый в мире контейнеровоз, осмелившийся покорить русскую Арктику, идет по маршруту, который знаменует собой последнюю ступень развития морского транспорта в этих северных широтах.

Это путешествие только эксперимент. Его целью является сбор данных и определение целесообразности маршрута, а не поиск коммерческой альтернативы существующим маршрутам крупнейшего контейнерного перевозчика Maersk. Однако путешествие Venta стоит рассматривать в свете растущего интереса к Арктике со стороны международного сообщества.

Латвия предлагает Китаю транзит и прямой выход к Балтийскому морю

За последнее десятилетие таяние ледяных щитов открыло ранее недоступные арктические судоходные пути. Одним из самых активных игроков является государственная судоходная компания Китая COSCO: c 2013 года она совершила более 30 экспедиций в регион. Китай вложил деньги в строительство инфраструктуры вдоль арктического побережья России, а также в ее нефтегазовые скважины. Но для Китая Арктика — это лишь часть большой игры. Для России ставки выше: от региона зависит 30% ее ВВП.

"Будущее России — в Арктике, — говорит старший научный сотрудник Арктического института Мальте Хамперт. — Она станет важным коридором для добычи и транспортировки ресурсов в Азию и Европу".

И пока Россия может устанавливать здесь правила. В конце концов, именно через ее территориальные воды проходит наиболее судоходный маршрут Арктики — Северный морской путь.

Севморпуть пролегает от Баренцева моря, расположенного у границы России с Норвегией, до Берингова пролива между Сибирью и Аляской. Судам, проплывающим по Севморпути, требуется получать разрешение российских властей, которые взимают транзитные сборы и обеспечивают сопровождение ледоколами.

Русская Арктика: влюбиться и вернуться
Севморпуть называют потенциальным соперником Суэцкого канала, потому что он может резко сократить время в пути между Азией и Европой. Например, корабль, следующий из Южной Кореи в Германию, проделает этот путь примерно за 34 дня через Суэцкий канал и за 23 дня через Севморпуть.

Но у арктического маршрута есть и недостатки: навигационный сезон от трех до четырех месяцев в году, непредсказуемые ледовые условия, высокие страховые сборы, дорогостоящие специализированные суда, отсутствие поисково-спасательных команд и вспомогательной инфраструктуры. Так что эксперты полагают, что Севморпуть не станет экономически оправданной альтернативой прочим маршрутам до 2040 года.

Хотя Севморпуть, возможно, никогда не составит конкуренцию Суэцкому каналу в качестве основной артерии для грузоперевозок между Европой и Азией, он все еще может иметь важное значение для транспортировки ископаемого топлива. Чтобы быть коммерчески жизнеспособными, крупные контейнеровозы, использующие маршрут через Суэцкий канал, должны осуществлять на этом пути поставки нескольким клиентам. Эта бизнес-модель неосуществима в малонаселенной Арктике. Но для нефтяных танкеров и судов, перевозящих сжиженный природный газ (СПГ), экономически обоснованно обслуживать единые рынки, не останавливаясь во время рейса. Арктический маршрут хорошо подходит для такого рода судоходства.

Также перспективы Севморпути улучшатся, если мир станет менее стабильным. Пиратство в районе Африканского Рога, заторы в Малаккском проливе, террористические нападения в Суэцком канале — все это делает контроль над Северным морским путем стратегически важным.