РИГА, 5 авг — Sputnik, Александр Малнач. Марлена Кейне – молодая певица, солистка Латвийской национальной оперы, обладательница очень красивого голоса, одаренная актриса. В минувшем сезоне она спела главные партии в трех новых постановках Латвийской национальной оперы (ЛНО), а часть своего отпуска посвятила участию во II Международном музыкальном конкурсе имени Георга Отса, проходившего в Санкт-Петербурге с 11 по 17 июля.
Выступала Марлена достойно, и я не сомневался в том, что она пройдет в финал конкурса, но жюри решило иначе: на третий тур не пускать, но пригласить к участию в заключительном гала-концерте. В интервью Sputnik Латвия Марлена поделилась своими впечатлениями от участия в конкурсе и планами на будущее.
Почему Отс, а не Габор
– Как вы стали участницей II Международного музыкального конкурса им. Георга Отса в Санкт-Петербурге?
– Я училась в Берлине, и мой педагог Анна Самуил прислала информацию об этом конкурсе и сказала, что мне обязательно надо в нем участвовать. Я так и сделала.
– Почему именно этот конкурс?
– Так получилось. Я хотела участвовать в конкурсе. Давно уже не проходила через это, хотела показать себя, показать свои силы, посмотреть уровень участников конкурса в Санкт-Петербурге.
– Да, рядом, но у меня были спектакли в ЛНО. Пела Норину в "Доне Паскуале" Доницетти. Сначала репетиции, потом спектакли, и я не успела подготовиться.
– А как вы готовились к конкурсу имени Георга Отса?
– У меня очень хорошая учительница – Лиене Кинча. Я занимаюсь с нею уже четыре года.
Я спела на семь баллов из десяти
– Как вам программа конкурса? Трудно было выбрать для себя что-то?
– Да, особенно для первого тура, хотя программа была разнообразная, и я могла выбрать репертуар, который подходит мне по голосу, характеру и внешности. Но я была удивлена тому, что нас – участников первого тура – попросили спеть только одно произведение из трех заявленных. Я готовилась спеть все. Мне надо было выбрать – с чего начать.
Не знаю, правильно ли я сделала, что сразу спела каватину Розины из "Севильского цирюльника" Россини. Может быть, надо было начать с песни Шумана. Но конкурс – это всегда лотерея, и ты не знаешь, правильный ли делаешь выбор. Это тоже опыт. На втором туре уже не мы, а жюри решало, что нам петь. Я бы хотела спеть вальс Джульетты из оперы "Ромео и Джульетта" Гуно, но жюри выбрало арию Снегурочки из оперы Римского-Корсакова.
– Вы не очень довольны своим выступлением на конкурсе?
– Как вы отнеслись к тому, что не прошли в финал?
– Сначала я очень обрадовалась. Мне позвонили и сказали, что я могу участвовать в гала-концерте…
– Это была первая новость?
– Это была первая новость. Я уже улыбалась, думая, что все хорошо. Но нет. "К сожалению, вы не попали в третий тур, но мы ждем вас на репетиции с оркестром", — сказали они. Как-то так сказали, что я даже не успела расстроиться.
Это судьба
– Для вас, солистки Латвийской национальной оперы, не зазорно участвовать в конкурсе наряду с начинающими вокалистами, студентами колледжей и консерваторий и при этом даже не попасть в финал?
– Зазорно ничего не делать и бояться. Я не думаю, колледж или консерватория, студент или оперный певец с опытом. Я всегда хотела добиться большего. Меня не расстраивает то, что студент, может быть, попал в финал, а я не попала. Это судьба. Так должно быть. А ты должен понять, что тебе делать дальше. К тому же в конкурсе участвовали не только студенты, но и опытные солисты оперных театров.
Я благодарна за возможность проявить себя в гала-концерте, где исполнила вальс Мюзетты из "Богемы" Пуччини в сопровождении оркестра театра "Мюзик-Холл" под управлением маэстро Фабио Мастранджело. Я завела новые контакты и познакомилась с потрясающими людьми.
– На конкурсе имени Георга Отса у всех конкурсантов была возможность подойти к членам жюри, расспросить их, что не так, над чем именно поработать. Вы что-то вынесли для себя из этого общения? Что они вам сказали?
– Сказали, что им больше всего понравился вальс Мюзетты, что я их "очаровала" и в следующий раз они хотели бы увидеть меня на сцене оперного театра именно в этой роли.
– Как вы оцениваете работу жюри конкурса в целом? Насколько оно было объективным?
– Вы и в дальнейшем видите себя как солистку Латвийской национальной оперы или подумываете о международной карьере?
– Думаю о международной карьере. Я очень дорожу возможностью петь в Латвийской национальной опере. Это большая честь для меня. Здесь необыкновенная аура и прекрасные коллеги – артисты высокого уровня. Я им очень благодарна за то, что они меня приняли и поддерживают. Но я не хочу сидеть на одном месте. Приезжая куда-то, я тоже развиваюсь. Это другое место, другая энергия, другие люди, иная культура пения. Мне это надо. Надо участвовать в конкурсах, чтобы увидеть, над чем больше работать.
Солистка Латвийской национальной оперы
– Как вы стали солисткой Латвийской национальной оперы? Сразу сольные партии в двух премьерах сезона.
– В трех. Майя в "Турайдской розе" Зигмара Лиепиньша, Анна Трулав в "Похождениях повесы" Стравинского и Нарина в "Доне Паскуале" Доницетти.
- Как это все так срослось?
– Я училась в Берлине, в магистратуре, когда Кришьянис Норвелис, мой педагог по школе имени Язепа Мединя, сказал мне, что будет прослушивание в Новую академию оперы ЛНО. Это было в 2014 году. Я спела — и прошла. Нас было девять человек – три сопрано, три тенора и три баритона. Андрей Жагарс устроил так, что мы могли работать с прекрасными педагогами из Лондона (Nelly Miricou), Брюсселя (Axel Everaert) и другими. Было два отчетных концерта и собеседование, после чего мне предложили роль Барбарины в "Свадьбе Фигаро" Моцарта. Так все и началось.
– Вы в Латвийской музыкальной академии не учились?
– Почему вы не остались в Эстонии или не уехали в Германию?
– Передо мной открылся путь в Латвийскую национальную оперу. Разве это не замечательно?
В Латвии один театр, где все хотят петь
– Как вы находите нашу музыкальную среду? Как оцениваете уровень нашей оперы?
– У нас в Латвии один оперный театр, где все хотят петь. Все знают, что надо много работать. Мы такие люди. Мы работаем над собой. Могу сказать только самые лучшие слова.
– Что у нас – у вас – впереди?
— В августе – Фраскита в "Кармен" Бизе. В сентябре – Анна Трулав в "Похождениях повесы" Стравинского. Готовлю партию сестры Констанс из "Диалогов кармелиток" Пуленка и Мюзетты в "Богеме". И остается весь мой репертуар в ЛНО: Майя в "Турайдской розе" Нарина в "Доне Паскуале", Папагена в "Волшебной флейте", Адель в "Летучей мыши". В августе уезжаю в концертный тур по Норвегии и Эстонии. Буду участвовать в конкурсах и развивать свою международную оперную карьеру.
О концертах с участием Марлены Кейне можно узнать на ее персональном сайте marlenakeine.com.