РИГА, 22 июл — Sputnik, Александр Малнач. Свершилось маленькое рукотворное чудо. С 11 по 17 июля в Санкт-Петербурге прошел II Международный музыкальный фестиваль-конкурс имени Георга Отса. Но этот фестиваль вполне можно сопоставить с конкурсом оперных певцов имени Ганса Габора "Бельведер", который в этом году проходил в Юрмале, ведь все познается в сравнении.
Конечно, между этими конкурсами имеются существенные различия, но все же они одной породы – продюсерские, когда в жюри сидят менеджеры, а не певцы и педагоги. Так, на третьем туре конкурса имени Отса к жюри присоединился директор Немецкой оперы в Берлине Кристоф Сойферл, которого мы видели в жюри "Бельведера". Те же функции выполняла в этом году на "Бельведере" кастинг-директор оперы Большого театра Ольга Капанина, входившая в жюри первого конкурса имени Отса.
Все познается в сравнении
Там и тут одни и те же люди – профессионалы высочайшего уровня, руководители крупнейших театров мира. Но если в развернутом жюри "Бельведера" из пятнадцати человек в этом году доминировали интенданты немецких оперных театров и фестивалей, то более компактное жюри конкурса имени Отса, состоявшее из семи человек, казалось и более интернациональным. Италию представлял председатель жюри Лука Тарджетти, известный и влиятельный оперный агент, но были также представлены Германия, Нидерланды, Норвегия и Эстония.
"Бельведер" раскинул по миру широкую сеть отборочных прослушиваний, благодаря чему до финала конкурса, проходящего в три тура, попадают, можно сказать, лучшие из лучших – в среднем, лишь каждый десятый из заявившихся. Вв этом году: полторы тысячи заявок — 147 участников и 16 финалистов. Конкурс Отса принимает всех желающих — в этом году 71 человек при 11 финалистах, поэтому первый тур фактически является отборочным и только на втором начинается настоящее соревнование за Гран-при и три первые премии.
Вот и становятся финалисты юрмальского "Бельведера" – тенора Борис Степанов и Шота Чибиров – призерами конкурса Георга Отса. Между прочим, победитель первого конкурса Отса — Константин Сучков — в финал нынешнего "Бельведера" не прошел.
Важное отличие конкурсов заключается в том, что конкурс Отса — это еще и фестиваль. Его открывает концерт и завершает гала-концерт лауреатов. Юрмальский же "Бельведер" совместил третий тур с гала-концертом, что выглядело странно и оставляло неприятный привкус предрешенности. Странностью же концерта-открытия конкурса Отса во Дворце Белосельских-Белозерских 11 июля явилось отсутствие в числе участников победителей и лауреатов предыдущего года.
С другой стороны, артисты "малых и средних" театров (Михайловского и "Санктъ-Петербургъ Опера") своей крикливо-легковесной манерой исполнения, на мой взгляд, подавали конкурсантам дурной пример, к сожалению, оказавшийся заразительным. Впрочем, петербургская публика, отзывчивая и отходчивая, аплодировала от души и кричала "браво!" уже после первого номера.
Не меньшую щедрость любители классического вокала проявили в отношении участников II Международного музыкального фестиваля-конкурса Отса. Их немало набивалось и в камерный зал Дома Кочневой на набережной Фонтанки, где с 13 по 15 июля проходили два первых тура, и в зал театра "Мюзик-Холл", на сцене которого днем, 17 июля, состоялся финальный тур, а вечером того же дня гала-концерт и церемония награждения победителей.
Еще одно важное отличие конкурса Георга Отса от "Бельведера": на третьем туре там поют под оркестр, а не под аккомпанемент фортепиано. "Бедная" Россия может себе позволить то, что не по карману "богатому" Западу (даже "Бельведеру"), где оркестр в финале конкурса – это слишком дорогое удовольствие (в Юрмале всё же сводный оркестр имелся, им дирижировал Илмар Лапиньш). Конкурсу имени Отса подыграл оркестр театра "Мюзик-Холл" "Северная симфония" под управлением маэстро Фабио Мастранджело, кстати, неплохой.
Проделки акустики "Мьюзик-Холла"
Третий тур расставил все точки над i. Одиннадцать финалистов выходили на сцену в порядке полученных при жеребьевке номеров, исполняли арию из оперы или оперетты (еще одно отличие от "Бельведера"), а после перерыва исполняя вторую арию уже в обратном порядке. И это тоже отличало конкурс Отса от "Бельведера", где вторая ария только на втором туре исполнялась конкурсантами в порядке исключения.
Хорошо проявил себя баритон Сергей Кайдалов, приглашенный солист Мариинского театра, обладатель Гран-при последнего конкурса вокалистов имени Штоколова. Он увлеченно, даже с азартом исполнил арию принца Раджами из "Баядерки" Кальмана в первом туре и артистично, но без утрировки спел пролог из "Паяцов" Леонковалло. Мне понравился и его широкий, разнообразно окрашенный голос, и умело контролируемый темперамент.
Ставку на аутентичность сделал баритон Максим Шлыков, студент 4-го курса и солист оперной студии Уральской консерватории. В первом туре он пел арию Мистера Икса из оперетты Кальмана "Принцесса цирка". Этой же арией в его исполнении (в память Георга Отса) завершились гала-концерт и церемония награждения.
Я слышал потом, как Максим рассказывал телевизионщикам, что учил и делал эту арию точь-в-точь, как у Георга Отса, о чем свидетельствовала и позаимствованная у великого певца манера произнесения слова "акробат". Но это чисто внешняя сторона. Особой выразительностью ни ария Мистера Икса, ни спетая во второй части финала ария Елецкого из "Пиковой дамы" не отличались. Хорошо, ровно, но не более того.
Чтобы петь так же выразительно, как Георг Отс, надо чувствовать столь же глубоко. И здесь гораздо большее впечатление на публику и жюри произвели Чибиров и Степанов, знакомые мне по "Бельведеру". Впрочем, и сугубо вокальные характеристики говорят в их пользу. Тут все совпало. Обладатели великолепных, запоминающихся голосов, с хорошей школой, они и артисты замечательные. Им и акустика "Мюзик-Холла" нипочем.
Все же Степанов показался мне свободнее в вокале и разностороннее в средствах самовыражения. Знаменитый романс Неморино из "Любовного напитка" в его исполнении понравился, как ни у кого другого, а Тирольская песенка Париса из оперетты "Прекрасная Елена" Оффенбаха так даже поразила. Решение жюри присвоить Степанову первую премию (и спецприз – участие в концертах Люблянского фестиваля в сезоне 2018/19 года), а Чибирову – третью премию, представляется мне обоснованным.
Мастерство или буря в стакане
В отличие от "Бельведера" в финале конкурса имени Отса численный перевес (в один голос) оказался на стороне девушек: три сопрано и три меццо. Кому-то из них помешала акустика "Мюзик-Холла", кому-то не хватило сценического опыта и темперамента. Но только не солистке Вроцлавского оперного театра Галине Беневич (Польша), единственной иностранке среди финалистов.
Галина Беневич сразу обращает на себя внимание. Она красива и стройна. У нее чистый, сильный голос, четкая артикуляция, на каком бы языке она ни пела, ей присуща эмоциональность, граничащая со страстностью, порой преувеличенной. Лично меня не только смутила, но и отпугнула ее экспансивность. Признаю, однако, что гиперактивность Галины, на втором туре оставившая впечатление бури в стакане воды, была вполне уместна на театральных подмостках.
Впрочем, приглашенная солистка Мариинского театра Анна Михайлова, которая также пела в финале куплеты Олимпии, понравилась мне в этой роли не меньше. Она преподнесла отлично сработанный номер и лишь в коде чувствовались некоторые вокальные ограничения. Зато, для третьего сопрано, солистки театра "Мюзик-Холл" Анны Князевой, на мой взгляд, уже выход в финал конкурса имени Отса – достижение. У нее много достоинств: голос, музыкальность, проникновенность, но озадачивает сомнамбулическая манера держаться на сцене и склонность к форсированию звука. Все же в рассказе Мими из "Богемы" Пуччини она была трогательна.
Во всех турах, включая третий, приятно выделялись меццо-сопрано. Кстати, и на "Бельведере" этого года из трех финалисток две пели меццо. При этом ни одну не наградили, хотя по мнению наблюдателей, австралийка Эмма Мур, была этого вполне достойна. На конкурсе имени Отса меццо украсили собой финал, а выпускница Рязанского музыкального колледжа им. Г. и А. Пироговых, артистка Молодежной оперной программы Большого театра Евгения Асанова разделила первую премию и спецприз с Борисом Степановым.
Не скажу, что Асанова идеально спела арию Сильвы из одноименной оперетты Кальмана — "частицы черта" мне в ней как раз не хватило. Веер, который должен был сразить наповал, наподобие красного платка Джулии Ламберт, остался неудел, а слов было почти не разобрать. Но самое печальное, что глубокий, насыщенный голос Евгении безжалостно глушила акустика зала. По-видимому, в глазах жюри всё покрыло исполнение ею божественной арии Леоноры из "Фаворитки" Доницетти во второй половине финала.
Виктория Каркачева, коллега Асановой по Молодежной оперной программе Большого театра, с большим чувством спела арию Елены из "Прекрасной Елены" Оффенбаха. Тронула меня и ария Лауры из оперы "Джоконда" Понкьелли в её исполнении. Каркачёва замечательно интонирует, но ей не хватает экспрессии, без которой не снискать успеха у широкой публики.
Наконец, солистка Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского Дарья Телятникова пела сцену с письмами Шарлотты из оперы "Вертер" Массне в первой части финала и куплеты князя Орловского из "Летучей мыши" во второй. Последний выбор показался мне проигрышным для конкурса, но и в исполненной внутреннего драматизма сцене Шарлотты голос Телятниковой как-то потерялся, утратил силу и полнозвучность. К тому же, не знаю, стоит ли об этом писать, но не надо петь с таким плаксивым выражением лица. На оперной сцене существуют (должны существовать) и другие способы проживания образа.
Конкурс без гран-при
У меня нет оснований придираться к результатам работы жюри. Им, конечно, было нелегко, поскольку конкурсантов следовало оценивать и в статике и в динамике, с учетом их потенциала. Разумеется, сказал свое слово и товарищ случай. Думаю, при других обстоятельствах список финалистов (не призеров) выглядел бы иначе. Но нельзя не согласиться с решением жюри, как и в прошлом году, не присуждать гран-при. Явного фаворита не было, безупречного вокала в сочетании с выдающимся актерским талантом не показал никто.
Бельведерский конкурс не знает возрастных ограничений. К участию в конкурсе Отса приглашаются и участвуют в нем вокалисты от 20 до 38 лет. Средний возраст финалистов составил 27. На "Бельведере" немного больше – 29. Но в отличие от последнего, конкурс имени Отса проявляет интерес не только к победителям и финалистам, но и к участникам двух первых туров, показателем чего явилось участие в гала-концерте пятерых конкурсантов, не прошедших в финал (их средний возраст ещё ниже – 22 года).
Отмечу двоих: Марлену Кейне из Риги, солистку Латвийской Национальной оперы, и Алексея Юрковского из Сыктывкара, студента четвенртого курса Колледжа искусств Республики Коми. Марлена спела вальс Мюзетты из "Богемы" Пуччини, а Алексей – Второй романс Демона из одноименной оперы Рубинштейна. Это было хорошо, и, между прочим, давало понять, какую острую борьбу выдержали конкурсанты. Кого мне не хватило в финале и на гала-концерте, так это Канати Таксиархула, меццо-сопрано из Германии, но сейчас не об этом.
Конкурс имени Георга Отса – молодой да ранний. В Петербурге проводится немало подобных мероприятий и многие постарше будут. Но, возможно, уже сейчас конкурс, созданный Зоей Тумановой-Родман, выдвинулся на одно из ведущих мест в своей категории. Даже на фоне Бельведерского конкурс имени Георга Отса смотрится достойно, а один из членов жюри — Алекс Григорьев — согласился с определением "российский филиал "Бельведера".