РИГА, 13 янв — Sputnik, Алексей Стефанов. В Концертном зале им. П. Чайковского Московской государственной академической филармонии при полном аншлаге прошел концерт знаменитой на весь мир латвийской оперной дивы Марины Ребеки.
Сказочный голос певицы, ее роскошные наряды, всеобъемлющая программа концерта (Верди и Вагнер, ария Нормы и "Письмо Татьяны"), и все это – на хорошо отреставрированной исторической концертной площадке в центре заснеженной рождественской Москвы сделали этот вечер незабываемым. Искушенные зрители Зала Чайковского долго не отпускали Марину Ребеку, аплодируя ей стоя. В благодарность за это певица исполнила две арии на бис и в завершении концерта даже взяла в руки кастаньеты.
Но мало кто из зрителей догадывался о том, что Марина Ребека могла и не стать певицей – в родной Латвии ее даже не приняли в Музыкальную академию. Указали на дверь со словами: "Вы бездарность". Но она не опустила руки и поехала учиться… в Италию. Сегодня Ребека выступает в лучших театрах и концертных залах мира – Метрополитен-опере и Карнеги-холле в Нью-Йорке, Ла Скала в Милане и Ковент-Гарден в Лондоне, Баварской государственной опере, Венской государственной опере, Цюрихской опере, зале Консертгебау в Амстердаме… И лишь иногда – в родной Латвии.
Латвия – дом родной
Марина Ребека родилась и выросла в Риге в смешанной семье. Мама-латышка приехала в столицу Латвии из Красноярска, куда был сослан ее отец. Корни папы-белоруса берут начало под Архангельском, хотя сам он родился уже в Риге. При этом изначально фамилия семьи оканчивалась на букву "о" – Ребеко, но одна неточность в паспортном столе – и разбросанная по разным странам родня теперь носит две разные фамилии.
"Латвия для меня — дом. Я жила по всему миру – в Италии, Германии, Швейцарии, Австрии, но пришла к выводу, что лучшее место – это, несмотря ни на что, моя родина. В Риге живут моя мама и дочь, которую она воспитывает, там самые лучшие детские садики, а с сентября начнется еще и школа – при моем графике ни в какой другой стране мира я не смогу уследить за дочерью. Да и остальное – друзья, отдых, полное умиротворение – все это тоже моя Латвия", — признается певица.
Впрочем, это сейчас билеты на редкие концерты Марины Ребеки распродаются с молниеносной скоростью, на 100-летие Латвии намечены ее выступления в Риге, Цесисе, Вентспилсе и Лиепае, а президент Раймондс Вейонис вручил ей награду за значительный вклад в культуру страны. А изначально латвийские педагоги едва не загубили в Марине желание стать оперной певицей.
"Меня не приняли в Латвийскую музыкальную академию, сказали, что у меня нет таланта, и нечего мне этим заниматься. Я, конечно, проревела с мамой всю ночь. И пошла в Рижское музыкальное училище имени Язепа Медыня, проучилась там четыре года, после чего с высшими баллами поступила в Пармскую консерваторию. Позже оттуда перевелась в Рим в Консерваторию Санта-Чечилия и параллельно училась в Академии международных искусств, где мне дали грант на год бесплатного обучения. А в Риге обо мне услышали только после того, как я выиграла пару конкурсов", — говорит певица с мировым именем.
Падения и взлеты
Знатоков оперы не перестает удивлять мировой успех рижской школы – из Латвии вышли такие всемирно известные звезды, как Элина Гаранча, Кристина Ополайс, Майя Ковалевска и, конечно, сама Марина Ребека. Однако она не считает свой успех следствием хорошей школы в Риге, в Парме или Риме.
"Это прозвучит довольно шокирующе, но в моем случае – это не успех рижской или пармской школ, а итог моих неудач. В Риге у меня была хорошая база, которую мне дала педагог Наталья Козлова, но этого было недостаточно – мне не хватало итальянского стиля, четкого произношения. Конечно, мне много дало то, что я была в Парме. Я ходила в оперу, а пармская публика терпеть не может, когда кто-то неправильно поет, она сразу же начинает свистеть, орать, как на футбольном поле. Так я поняла, что им нравится, а что нет. А когда перевелась в Рим, у меня была возможность работать с оркестром в Академии международных искусств, и было два педагога, от каждого я что-то взяла. Но проблема в том, что каждый педагог видел мой голос в своем направлении. С одной я пела "Тоску", а с другой "Царицу ночи". Естественно, если ты поешь "Тоску" и "Царицу ночи" одновременно, то рано или поздно голос у тебя пропадет. Что и произошло. У меня был абсолютный срыв, и оба педагога отказались от меня. Вокальные педагоги — это вообще отдельная раса, я терпеть их не могу", — признается Ребека.
Так в 25 лет певица, как она сама говорит, осталась у разбитого корыта – голос пропал, денег не было (за все платили родители), пришлось возвращаться в Ригу.
"И вот я приехала домой, села у пианино и стала смотреть всевозможные мастер-классы, потому что поняла — никто не может быть мне надежным советником, кроме меня самой. Прочитала книгу "Основы вокальной методики" Дмитриева, из которой тоже поняла, что у каждого педагога свой подход, но нет одной вокальной техники, есть только удобство в работе с учениками и красота звучания, хорошая дикция. Невозможно к каждому певцу подходить одинаково. Чтобы как-то прийти в себя, выбраться из этой ситуации, я потратила два месяца, после чего снова уехала в Рим, начала заниматься там самостоятельно, дома.
Наверное, самое глубокое мое падение было именно в тот момент, когда я поняла, что ужасно хочу петь, но помочь мне в этом никто не может. Я была в активном поиске, анализировала, на какие конкурсы надо ездить, кто сидит в жюри. И стала сама составлять себе программы, продумывать репертуар", — вспоминает оперная дива.
Дальше Марина Ребека снова и снова доказывала себе и другим, что не сдастся. Вначале победила в небольшом конкурсе на севере Италии, затем поехала на Международный конкурс оперных певцов имени Оттавио Дзино в Рим и в буквальном смысле изменила планы организаторов. "У них уже было известно, кто пройдет в финал. А тут вышла я с "Травиатой" в финале, меня хотели завалить, но пришлось дать и первый приз, и приз зрительских симпатий".
Конкурсы сменяли один другой: Марина выбирала очередной европейский город, садилась в поезд (на перелеты элементарно не было денег) и ехала показывать себя. Судьбоносной оказалась поездка в небольшой немецкий городок Эрфурт, где вместо "Бала-маскарада" решили поставить "Травиату" и срочно понадобилась солистка. "И мне вдруг сообщили, что через месяц уже начинаются репетиции, чего обычно не бывает. Сезон планируется заранее, а тут такое стечение обстоятельств, чистое везение… После прослушивания сказали: "Ребека, если вы примите наш гонорар и наши условия, то будете петь у нас "Травиату". Я сразу же выпалила: "Приму все, что угодно, но у меня нет никакого опыта". Там все и началось. Приехало очень много немецких журналистов и все написали огромные статьи, что это гениально, колоссально. И сразу появились новые предложения. Я поехала на прослушивания в Мангейм, Берлин, Вену, мне стали предлагать уже постоянную работу", — говорит Ребека.
С этого момента певица сама стала выбирать, в какой опере и что именно петь, в каком фестивале участвовать, на какие концерты соглашаться. Параллельно с выступлениями Ребека получила диплом в римской Консерватории Санта-Чечилия и окончательно утвердилась в профессии. Сегодня она по праву считается одной из лучших мировых оперных див, с волшебным хрустальным голосом, купить билеты на ее концерты не так-то просто, а выступления расписаны на год вперед.
"Сейчас у меня два дебюта – в Париже "Травиата" и в Монте-Карло "Фауст". Потом "9-я симфония" с Даниэлем Гатти (итальянский дирижер — ред.) в Барселоне, концерт с Симфоническим оркестром Мюнхенского радио – они меня выбрали как артиста года и у меня с ними запись двух дисков. В Венской государственной опере дебют в "Симоне Бокканегре", в Дортмунде на фестивале дебют в "Жанне Д'Арк". Летом буду отдыхать, мне очень нужен отдых. И дальше большой дебют в Бордо – я жду "Анну Болейн", потом предстоит много работы в Вене. А еще осенью концерты в Латвии в честь 100-летия Латвийской Республики – как я могу их пропустить?" — поделилась своими грандиозными планами не менее грандиозная оперная певица.
И добавила, что теперь она открыта только для достойных предложений, хотя от многих и отказывается – считает, что некоторые партии ей рано исполнять. Время еще не пришло, а спешить уже некуда.