Reuters: Восточная Европа уже меньше надеется на Китай

Венгрия и Сербия сохранили энтузиазм по поводу сотрудничества с Китаем, другие страны уже перестали ждать китайских инвестиций
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 5 июл — Sputnik. В эту субботу лидеры стран Центральной и Восточной Европы встретятся с премьер-министром Китая Ли Кэцяном на саммите "16+1" в Софии, пишет Reuters.

Государства от Балтийского моря до Балкан надеются получить деньги китайских компаний при поддержке государственных банков, однако в этом году китайские обещания будут восприняты с меньшим оптимизмом.

В специальном экономическом форуме в рамках саммита примут участие более 250 китайских компаний и более 700 бизнесменов из стран Центральной и Восточной Европы.

Что Китаю "плечо", то "подножка" Латвии: РЖД договорились с "Бронкой"
"Наша главная цель — увеличить бизнес-присутствие Китая в Болгарии и во всем регионе", — сказал заместитель главы МИД Болгарии Георг Георгиев.

Этот саммит, который пройдет меньше чем за две недели до ежегодного саммита Китая с ЕС в Пекине, непопулярен в Брюсселе — там его воспринимают как попытку разделить Евросоюз. ЕС также противится давлению Китая по вопросу совместного противостояния торговой политике США.

Китай отрицает все обвинения. Ли Кэцян опубликовал в двух болгарских газетах статью с названием "Новое начало, новая надежда, новое путешествие".

"Китай — сейчас и в будущем — поддерживает евроинтеграцию и приветствует единую, стабильную, открытую и процветающую Европу и сильный евро", — говорится в статье.

Большие надежды и скромные результаты

Помимо Китая, в саммите примут участие такие члены ЕС, как Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия и Словения, а также не входящие в ЕС Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Черногория и Сербия.

Сначала формат саммита "16+1", первое заседание которого прошло в Варшаве в 2012 году, был встречен с энтузиазмом, так как Китай обещал миллиарды долларов в виде займов и инвестиций странам, зависящим от еврофондов или отчаянно нуждающимся в деньгах на постройку железных дорог, аэропортов и электростанций — в случае более бедных балканских стран.

Однако в последнее время некоторые страны начали отмечать отсутствие результатов и противоречие проектов со стандартами ЕС.

Марис Кучинскис обсудил латвийский транзит на саммите "16+1"
На этот раз цели саммита довольно скромны еще и потому, что со времени последней встречи в Венгрии прошло всего семь месяцев. Ранее ходили слухи, что Китай намеревается проводить саммиты два раза в год в том числе и потому, что действующий формат был вреден для имиджа страны в столицах Западной Европы.

Однако после негативных комментариев в прессе Китай круто изменил свою политику и назначил новое заседание саммита раньше, чем собирался, как раз перед германо-китайскими консультациями в Берлине, на которых должен присутствовать Ли Кэцян.

"Китайцы увидели возможность, — сказал Reuters германский дипломат. — Теперь Ли может спикировать в Берлин прямо с саммита "16+1" в Софии. Они хотят дать нам это понять".

Один пояс, один путь — в Венгрию

Китай и хозяйка саммита Болгария с трудом подбирают слова для финального коммюнике, так как каждое из шестнадцати правительств хочет, чтобы были отражены его интересы.

На предварительной встрече в Софии в начале июня Польша, как сообщили другие участники, выражала недовольство организацией саммитов и текстом финального коммюнике. Спустя годы невыполненных обещаний Польша относится к формату "16+1" скептически. Как заявила Варшава, перед чемпионатом Европы по футболу 2012 года, который Польша проводила совместно с Украиной, китайские фирмы забросили несколько строек в стране.

Politico: Китаю придется притормозить по пути в Центральную Европу
Власти Словакии также отмечают, что никаких масштабных китайских инвестиций в страну нет. Соглашение Румынии с Китаем о постройке двух ядерных реакторов стоимостью 6 млрд евро не продвинулось с 2015 года.

Венгрия и Сербия, однако, сохранили энтузиазм. В этом году делегация германских и французских дипломатов отправилась в Будапешт, чтобы убедить Венгрию дистанцироваться от Китая, но вернулась ни с чем.

Большинство предложений по финансированию строительства инфраструктуры являются частью инициативы "Один пояс, один путь", в рамках которой Китай развивает торговые пути из Азии в Европу.

В прошлом месяце Венгрия договорилась с Китаем о строительстве железнодорожной ветки Будапешт — Белград, одному из самых масштабных проектов Китая в регионе. Однако в остальном китайские инвестиции оказались намного ниже ожидаемых.