Чрезвычайно насыщенным получился 40-й Московский международный кинофестиваль: 299 фильмов из 67 стран, три конкурсные программы и 18 внеконкурсных.
В программе "Век кино стран Балтии" была представлена эстонско-латвийско-литовская кинолента "Лицемеры" режиссера Валло Тоомла.
Гламур и окрестности
С первых же кадров мы с вами попадаем в богатый особняк на живописном морском берегу. Обитают в нем двое – красивая девушка и ее бойфренд, вполне себе похожий на Брэда Питта. Двойник кинозвезды задумчиво плавает в бассейне – на спине, с сигаретой во рту. Вокруг – чистота, красота, уют и пейзаж на миллион долларов. Казалось бы, живи и радуйся.
Но тут между "Брэдом Питтом" и его подругой происходит скандал. Девушка выхватывает у своего жениха изо рта сигарету и со всего маху гасит ее о красиво подстриженный затылок.
"С жиру бесятся!" — думает, допустим, один зритель. А еще кто-нибудь может подумать: "Да уж! Богатые тоже плачут!" И, забегая вперед, скажу, что оба этих зрителя будут неправы.
Парень с девушкой идут на море. Пустота, красота, бархатный сезон – все уже разъехались, но купаться еще можно. Но – чу! Что такое? Что за ужасные звуки раздаются на идиллической лесной полянке? Неужели где-то режут свинью и она так верещит? Нет, ужасные звуки доносятся из одинокой палатки. Это чудовищный, скрежещущий панк-рок. Очевидно, в идиллическом буржуазном парадизе обосновалось хулиганье.
Парочка из богатого дома на цыпочках обходит шумную палатку. И вот уже успешные молодые люди совершают заплыв в море. А к вещам, которые они оставили на пустынном пляже, приближается какая-то парочка, копается в них. Лиц не видно. "Нас грабят!" — паникует девушка. "Тсс! Не смотри!" — увещевает ее двойник Брэда Питта. "Да он же трус!" — понимает зритель.
И это правда. Главный герой невероятно труслив. Мы прямо-таки физически чувствуем этот ужас, который овладевает им. Он без всяких слов передан мастерством съемочной группы.
И зритель понимает, что сейчас будет фильм о насилии, которое вторгается в чопорную жизнь буржуазного семейства; о том, что большие деньги не всегда гарантируют безопасность; о хрупкости игрушечного домика европейского благополучия. Об этом лет десять назад австрийский мэтр Михаэль Ханеке снял совершенно жуткий фильм "Забавные игры". Неужели надо бояться?
Нет. Бояться не надо. "Лицемеры" по большей части даже не об этом. А о чем же?
Страшная тайна
На самом деле, все еще интереснее. Богатые парень с девушкой подбирают на пляже женщину, которая поранила ногу. Они доводят несчастную туристку до роскошного особняка, оказывают первую помощь. Женщина немолода, некрасива. Она интеллектуалка, работает за нищенскую зарплату в издательстве.
У нее есть спутник – полуинтеллектуального вида бородач с блудливым взглядом. Этакий молодящийся кидалт (этим словом называют инфантильных взрослых). Он – безработный. И вообще, жалкий тип, с какой стороны ни посмотри.
И тут небеса разражаются грозой, и молодые гламурные жители особняка предлагают своим неожиданным гостям остаться ночевать.
А дальше у нас – неожиданный поворот сюжета. Мы узнаем страшную тайну главных героев. Они вовсе не богаты. И в роскошный дом их пустили пожить друзья. А парень, похожий на Брэда Питта, точно такой же безработный, как и бородатый пляжный нищеброд.
И вот тут-то мы понимаем, что перед нами – комедия. Но комедия черная, едкая социальная сатира.
Молодые люди не могут признаться нищим гостям в том, что они сами – такие же. Почему? Потому что слишком далеко зашло притворство. И обратно не отыграешь. Чем дальше, тем глубже погрязают герои в собственной лжи. Тонут в ней, как в болоте.
Нюансы сатирического триллера
Собственно, это было лишь самое начало. Чем кончится – не скажу. Но, безусловно, в самом скором времени ухоженный особняк превратится в свинарник, а среди дизайнерских интерьеров загромыхает визгливый панк-рок.
У фильма очень сильный сценарий. Очень смешной, но и волнующий. Конфликты между героями возникают такого накала, что мурашки бегут по коже, а дух захватывает, как на американских горках. Смотрится все на одном дыхании. А в финале – смех сквозь слезы.
И совсем уж удивительные открытия ожидают нас, если масштабировать происходящее в сторону увеличения, посмотреть на эту трагикомическую ситуацию в общеевропейском масштабе. Гротескно и язвительно вскрыты блеск и нищета новой Европы, показан генезис высокомерного презрения, исходящего из прихожей "золотого миллиарда" в сторону всякого там "нецивилизованного" большинства.
Радует, что прибалтийские кинематографисты не боятся острых проблем современности. Например, могут творчески обыграть проблему безработицы. В России, например, это пока никому не по силам.
Или взять интерьер. Российского зрителя дизайнерскими обстановками не удивишь. У нас в каждом втором фильме они есть, если не чаще. Но разница в том, что в новейшем российском кинематографе они воспринимаются как бессмысленная нелепость. И таковой, в общем-то, и являются. А в "Лицемерах", например, интерьер очень значим, притом именно богатый. Можно даже сказать, что интерьер – еще один герой фильма.
Вообще, как выяснилось, прибалтийский кинематограф вовсе не пропал после СССР в Европе. Он, как мне кажется, вполне конкурентоспособен и запросто утрет нос, например, французскому аналогу, который хоть и богаче, но фатально оскудел идеями. Отличные (за некоторыми исключениями) фильмы, которые балтийские кинематографисты привезли на ММКФ, свидетельствуют о продуктивном и движущемся в сторону развития кинопроцессе.
Что, несомненно, очень хорошо.