"С пеной у рта": балтийский нео-нуар на московских киноэкранах

© Photo 40-й Московский международный кинофестивальКадр из фильма "С пеной у рта", участника Московского международного кинофестиваля
Кадр из фильма С пеной у рта, участника Московского международного кинофестиваля - Sputnik Латвия
Подписаться
В конкурсной программе 40-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ) участвует фильм совместного латвийско-литовско-польского производства "С пеной у рта"; колумнист Sputnik посмотрел картину и делится впечатлениями

Согласитесь, что название "С пеной у рта" — достаточно своеобразное. Оно совершенно четко намекает, что в фильме будут скандалы, агрессия и ярость. А в том, что гнев – праведный, исходя из названия, приходится сомневаться.

И, тем не менее, название привлекательное. Хотя бы тем, что в нем есть энергия. В прошлом году, на 39-м ММКФ, я смотрел много прибалтийских фильмов. И скажу сразу, что никакой энергии в них не было. Какие-то из них забылись сразу после просмотра, какие-то запомнились, но не как образчики мощного мотора действия. И, если в картине с таким пружинистым названием будет происходить обычная медитация, размышлял я, то это будет, пожалуй, оксюморон.

Вулкан страстей

Повествование достаточно камерное. Действие происходит в семье – муж, жена, детей нет. У мужа, бывшего полицейского Дидзиса, – одна нога. Узнаем мы об этом не сразу, а примерно на минуте пятнадцатой. А до того можем только подозревать такое отсутствие одной из конечности. Но зато на пятнадцатой минуте это знание обрушивается на зрителя как шок. "Ну, ничего себе! – думает зритель. – Ну, дают! Как же эти прибалтийские кинематографисты за нос-то меня водили!"

Кадр из фильма Лицемеры совместного эстонско-латвийско-литовского производства - Sputnik Латвия
"Лицемеры": блеск и нищета новой Европы

Дидзис своего рода Отелло. Он так же, как шекспировский мавр, мучается ревностью. Ему кажется, что жена ему изменила. А с кем? С семнадцатилетним учеником спортивной школы, прыщавым бугаем. Бывший полицейский суров – он идет разбираться с этим мальчиком. Но не тут-то было! Подросток очень нахален – он с избыточной жестокостью издевается над несчастным ревнивцем. Он начинает преследовать его жену.

А у полицейского из вольера сбегают собаки. Притом одна из них, похоже, бешеная. И можете не сомневаться – они еще как вмешаются в действие.

Анатомия агрессии

Это совершенно неожиданно для прибалтийского кино, но "С пеной у рта" (во всяком случае, начало фильма) кажется таким нео-нуаром. Примерно такой производят братья Коэны. Правда, потом у них конфликты обретают кровавое разрешение. А вот в рассматриваемом фильме финал все-таки – более европейский. Не буду говорить какой. Но не такой однозначный, как могли бы сделать американцы. Никаких кровавых точек в повествовании не расставляется. Только многоточия…

Фильм энергичный. Он насыщен конфликтами, которые переходят в ярость, а та порождает пену у рта. Любовный треугольник плавится от зашкаливающих эмоций. У каждого героя – своя правда. Каждому можно посочувствовать. И бывшему полицейскому, и его жене. А более молодые зрители, уверен, будут сочувствовать подростку. Почему нет?

Конечно, вряд ли фильм претендовал бы на победу на престижном кинофестивале, если бы не был чем-то большим, чем просто история. Если разобраться, перед нами исследование агрессии в современном европейском обществе. Создатели фильма анатомируют это социальное явление, пытаются понять – откуда оно берется? Из проблем в семье? Сложностей на работе? Сексуальной распущенности? Злоупотребления спиртным? Подростковых прыщей? Или просто все общество кто-то покусал?

Намейс с кольцом, актер Эдвин Эндре - Sputnik Латвия
Кинолегенда о древней Латвии: ни слова по-латышски

Но очевидных ответов не ждите. Хотя, если вы после фильма задумаетесь, попробуете как-нибудь сделать небольшой кусок мира вокруг вас лучше, то фильм, можно сказать, свою миссию выполнит.

Хочется отметить эпизоды с животными. Сняты реальные собаки – большие, опасные. И притом они не просто выполняют команду "сидеть". Четвероногие актеры все больше подчиняются команде "фас". Они бросаются на людей, кусают их. В достоверности и натуральности съемок сомневаться не приходится. Но как это снято – загадка. Возможно, ноу-хау балтийского кинематографа.

Шанс есть у всех

После пресс-показа к журналистам и кинокритикам вышел режиссер фильма Янис Нордс. Им оказался высокий молодой мужчина с суровым лицом. Не очень сильно, но Янис Нордс показался похож на российского Данилу Козловского.

Нордс достаточно флегматично выслушивал комплименты фестивальных зрителей. Он рассказал, что хотел сделать кино реалистичное, жизненное. И при этом избегал какого бы то ни было удешевления. Именно поэтому из фильма практически выпала предыстория одноногого Дидзиса. Мы ничего не знаем о том, как он потерял ногу, только догадываемся.

"Я понял, что эта история может просто испортить картину, повлиять на зрительское восприятие, — рассказал Янис Нордс. – У нас она была снята, но в итоге, уже на финальном монтаже, я ее вырезал".

В своей работе Янис стремится избегать шаблонов. Именно поэтому и концовка фильма такая, какая есть, без однозначной развязки и забрызганных кровью обоев.

"Я решил дать Дидзису шанс, — флегматично пояснил режиссер. – Это не пропащий человек".

И это, в общем-то, луч света. Режиссер дает нам понять, что выход есть всегда. И даже если путь агрессии ведет вас в бездну, с этой дорожки можно свернуть.

В целом же прибалтийский кинематограф в этом году очень мощно представлен на ММКФ. Проходят специальные показы в рамках программы "Век кино стран Балтии". Но об этом – в следующий раз.

Лента новостей
0