РИГА, 19 апр — Sputnik, Евгений Лешковский. Вентспилсский международный радиоастрономический центр — научно-исследовательский институт (НИИ) при Вентспилсской высшей школе с недавних пор выходит на первый план отечественной науки.
В НИИ, заработавшем фактически с того момента, как был восстановлен мощнейший в Европе радиотелескоп RT-32, особенно преуспели в исследованиях Солнца и изучении активных ядер галактик. Специалисты института участвуют в международных программах, связанных с проблемой космического мусора на орбите и созданием максимально точных прогнозов для астронавтов.
Совсем недавно к коллективу латвийских ученых присоединился Антон Васюнин с Урала. Много лет он проработал в Германии и США, и в 35 лет этот молодой человек уже является ведущим исследователем Вентспилсского НИИ. Главная проблема, которой занимается Васюнин, связана с изучением того, как происходит зарождение жизни в космосе.
"Железный занавес" для науки пока не опущен
"Латвия — это страна, где комфортно работать ученому. У вас здесь теперь прочно переплелись разные научные школы — советские (которые теперь во много переняла Россия) и западные. У вас свободно можно работать и с российскими исследованиями, и с американскими, тут легко говорят и по-русски, и по-английски. Словом, для такого человека, как я, здесь открывается масса возможностей", — рассказал Васюнин.
Ученый является гражданином России, но у него также есть вид на жительство в Германии — то есть он может работать там, где ему хочется. При этом основная научная база Васюнина находится в России, в его альма-матер — Уральском университете, расположенном в городе Екатеринбурге.
Такой поворот истории: Васюнин заглядывает в космос при помощи радиотелескопа RT-32 с бывшей сверхсекретной военной базы "Звездочка", которая в советские годы доставила массу проблем не только Германии, но половине западного мира. Если бы хотели, то со "Звездочки" легко могли вывести из строя чуть ли не любой спутник, запущенный в космос из-за "железного занавеса".
"Но сейчас, на самом деле, если не идет речь о каких-нибудь совершенно уж закрытых исследованиях, то в научном мире границ нет, и тем более не существует "железного занавеса". Да и какие границы в астрономии? Даже в прошлом космическая программа СССР и программа звездных войн США — это было, как вы понимаете, не совсем про астрономию. Ученые в области чистой астрономии сотрудничали друг с другом и в годы "железного занавеса". Как таковых астрономов вообще в мире мало", — отмечает Васюнин.
Кирпичики жизни между звездами
В Вентспилсском международном радиоастрономическом центре Васюнин будет сотрудничать и с очень уважаемым в Европе латвийским ученым Юрисом Кальвансом, который занимается астрохимией.
В космосе есть не только звезды, но еще и пространство между ними, о чем многие люди даже не задумываются. Это пространство заполнено газами и пылью, которая производится в звездах.
По сути то, чем он сейчас занимается в вентспилсском НИИ вместе с коллегами, — это поиски зарождения жизни в космосе. Да, звучит это, конечно, научно-фантастически. Но, тем не менее, глобальная цель исследователей — изучить, как сложные молекулы могут вообще появляться в космосе и насколько вероятно возникновение понятной нам жизни в космосе.
"Вопрос в том, возникает ли жизнь во Вселенной прямо на планете или существенные кирпичики жизни могут появиться прямо в открытом космосе, а потом с метеоритами попасть на ту же Землю и развиваться дальше. И наши исследования как раз направлены на то, чтобы изучить эти ранние этапы. Ну а более сложные этапы, как, собственно, сама жизнь развивается, — это скорее уже вопрос к биологам, непосредственно занимающимся биологическими системами", — рассказал Васюнин.
Если мир перевернется
Немало ученых теперь вообще подвергают сомнениям исследования прошлых лет, вплоть до того, что исследования Альберта Эйнштейна и Исаака Ньютона стараются опровергать. А вдруг тот же Васюнин вместе с латвийскими учеными докопается в космосе до того, что жизнь зародилась на Земле вовсе не так, как считалось ранее?
"Не думаю, что в процессе исследований мы дойдем до таких выводов. Другое дело, что все еще очень много белых пятен. Неизвестно, что и как происходило при том или ином процессе вообще в космосе и конкретно на Земле. Но я считаю, что заполнить белое пятно — это не значит перерисовать картину мира полностью. Можно дополнить информативное наполнение этой картины, насытить и разнообразить ее цветовую гамму", — сказал Васюнин.
Но помимо каких-то фундаментальных фактов, что, например, Земля вращается вокруг Солнца, еще слишком много неизвестного. Зарождение Вселенной, появление звезд, эволюция планет — эти процессы все еще во многом остаются загадками для научного мира.
Но! Есть проблема "метрового размера": два мелких камушка сталкиваются и слипаются, а большие при ударе отлетают друг от друга или вовсе раскалываются. Как же тогда Земле удалось вырасти?
"Если поставить перед собой такую цель, как поиск ответа на вопрос о появлении нашей планеты, то только этого уже на всю жизнь хватит, даже если мы располагаем самыми передовыми достижениями науки, даже если летаем по всему космосу", — подытожил Васюнин.