РИГА, 27 фев — Sputnik, Евгений Лешковский. Сейчас всех желающих понаблюдать за звездным небом ждут с 19:00 по понедельникам и четвергам в центральном здании Латвийского университета на бульваре Райниса, 19, а точнее – в астрономической башне, где работает мощный телескоп. Когда небо ясное, в последние дни зимы и весь март можно наблюдать "двойные звезды", Плеяды или Стожары, яркое скопление Близнецов и туманность Ориона.
Помогает всем желающим смотреть в небо исследователь Института астрономии ЛУ, доктор педагогических наук Илгонис Вилкс.
"У нашего института два основных места для наблюдения за звездами. Одно – здесь: для популяризации астрономии, чтобы привлечь к науке молодых. А второе место уже для строгой науки – обсерватория в Балдоне, где стоит мощнейший телескоп. Там астроном Илгмарс Эглитис изучает астероиды, кометы и углеродные звезды. Между прочим, из всех открытых в мире 10 тысяч углеродных звезд 500 нашли на просторах Вселенной латвийские ученые", — рассказывает Илгонис Вилкс.
Солнце целит прямо в глаз
Астрономия включена в программу физико-математического факультета ЛУ и очень ждет молодых звезд – студентов. И немало из тех, кто сейчас пишет уже бакалаврские работы по астрономии, заинтересовались этой фантастической наукой, побывав как-то раз возле телескопа в башне университета.
"У нашего телескопа диаметр зеркала 20 сантиметров — это много, фокусное расстояние — 2 метра (более чем солидно — телеобъектив 2 тысячи миллиметров: сравните с тем, что у вашего фотоаппарата дома), сложнейшая оптическая система. Через такой объектив можно рассмотреть в небе многое, например, днем — Солнце. Но делать это сейчас не будем, поскольку с собой нет защитных фильтров, ослабляющих свет Солнца в 100 тысяч раз. Если без этого посмотреть на Солнце, то останетесь без глаз. Вообще на Солнце нельзя смотреть через какой бы то ни было оптический прибор, даже — маленький бинокль", — предупреждает астроном.
Фантастика и наука – всегда рядом
Илгонис Вилкс считает своей главной целью именно популяризацию астрономии.
Для этого пишет не только строго научные книги "для больших", но и детские, где рассказывает все предельно понятно и ярко. А уже для студентов он читает лекции на третьем курсе физмата, где ведет астрономический курс.
Он, равно как и Илгмарс Эглитис, с одной стороны, очень строгий и уважаемый ученый, а с другой — огромный романтик. В свободное время зачитывается фантастическими произведениями. И какие фильмы предпочитают наши ученые — догадаться несложно. А еще Илгонис Вилкс коллекционирует метеориты, которые находит в том числе на просторах интернета, участвуя в разных "космических аукционах".
"Я, честно говоря, не знаю людей, которые бы совсем не интересовались космосом. И профессия астронома очень сильно отличается от любой другой. В эту науку не идут по строго прагматичном расчету, только ради диплома или будущей крутой карьеры. Согласитесь, астроному в жизни устроиться не так просто, как, например, юристу, экономисту или медику. И для начала молодой человек должен быть немного романтиком, что в этой науке чуть ли не обязательная составляющая, в отличие, например, от математика или филолога", — считает Илгонис Вилкс.
Жизнь почти на крыше
Кабинет Илгониса Вилкса почти на самой крыше в узкой комнатке с высокими стенами и круглым потолком, к которому поднимаются полки с книгами (часто — столетней давности, а то и более ранними). Именно такой кабинет мы видели в фильмах, где при свече листает старинные книги ученый-звездочет — обязательно в колпаке, с длинной седой бородой и в очках с толстенными стеклами.
Шутки шутками, но рядом другое историческое место — студенческий карцер. Он "работал" вплоть до 1902 года, где по очереди отбывали заключение провинившиеся молодые люди: кто — за то, что не сдал вовремя книгу в библиотеку, а кто за пьянку и даже дуэли. Все стены карцера в рисунках, их студенты делали пеплом от свечных фитилей. Но некоторые умудрялись пронести с собой краски — и уже занимались настоящим искусством. Одним из таких был брат российского ученого Михаила Осиповича Доливо-Добровольского, который создал технику трехфазного переменного тока. Словом, место тут историческое во всех отношениях.
"Нашему университету в следующем году исполнится сто лет, а обсерватория здесь появилась в 1922-м. Уже теперь к юбилею готовимся. Хотим к дате выпустить книгу об астрономии в Латвии, вернее — две: одну более академичную, другую популярную — с яркими фотографиями, интересными историями, чтобы привлечь к науке побольше молодых", — делится планами Илгонис Вилкс.
Хранители зеленого луча
Каждый год в Латвии профессиональным астрономом становится в среднем один человек. Много это или мало — сказать сложно. Латвия — страна небольшая, тут даже десяток астрономов — уже приличное число. Но в последнее время здесь особенно остро ощущается проблема: не хватает молодых специалистов. Люди в годах, конечно, работают хорошо, но новая смена пока не появляется. Да и уезжают из Латвии астрономы — кто в Германию, а кто даже в Испанию на Канарские острова.
"Но сказать, что в Латвии астрономы скучают, точно нельзя. Например, в Вентспилсе есть Международный радиоастрономический центр, который, как вы знаете, создал первый латвийский спутник. Также там работает крупнейший в Северной Европе радиотелескоп, ловящий сигналы из космоса, которые необходимо распознавать, прочитать. Да и ученые Института астрономии ЛУ не сидят без дела, а участвуют в интересных международных программах, например, с Украиной", — говорит Илгонис Вилкс.
Ну а с Россией наши ученые сотрудничают в рамках программ по исследованию Солнца, а также космического мусора. Из Евпатории телескоп дает активный сигнал, испускает радиоволны, которые отражаются от мусора, а потом другие телескопы на Земле эти данные улавливают. В результате становится понятно — какие размеры мусора, что и на каких скоростях летит в космосе. А с Литвой и другими странами Латвия следит и за потенциально опасными для Земли объектами: кометами, метеоритами и астероидами.
"А на территории Ботанического сада ЛУ, в Задвинье, где находится станция наблюдения спутников, работает лазерный дальномер. Оттуда по ночам бьет в небо зеленый луч, импульс летит вверх, где отражается от того или иного спутника. Потом мы ловим отраженный свет и, фиксируя время его прохождения и отражения, определяем многое — от разных временных характеристик до траекторий спутников и даже подвижек тектонических плит на Земле и перемещения огромных водных масс в океане. Словом, нам скучать не приходится. И кто приходит в астрономию, потом не разочаровывается", — убежден Илгонис Вилкс.