Литва в отличие от Латвии обеспечила загрузку транзитному сектору

Литва в отличие от Латвии смогла добиться роста объемов грузооборота Литовских железных дорог и Клайпедского порта - благодаря белорусским экспортерам
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 11 апр — Sputnik. Литовские железные дороги (Lietuvos gelezinkeliai, LG) заключили долгосрочный контракт с крупнейшим белорусским производителем и поставщиком удобрений – компанией "Беларуськалий", сообщается на сайте LG.

До сих пор Литовские железные дороги заключали с "Беларуськалием" только краткосрочные контракты, в которых не было никаких обязательств относительно стабильности тарифов и гарантированных объемов грузоперевозок.

Латвийский транзит собирается копить на "черный день": РФ уведет грузы

В литовской компании отмечают, что новый контракт увеличит конкурентное преимущество компании на транспортном рынке, укрепит стратегическое партнерство с экспортером минеральных удобрений и откроет новые возможности для других участников транспортного сектора страны — стивидорных компаний и Клайпедского морского порта.

Литовские железные дороги в 2017 году перевезли более 10 миллионов тонн грузов "Беларуськалия", на долю которого приходится около 20% от общего объема грузоперевозок по железной дороге в Литве. Грузооборот Lietuvos gelezinkeliai в 2017 году по сравнению с 2016-м вырос на 12%.

Беларусь поставляет основную часть удобрений и нефтепродуктов, которые перевозятся по литовским железным дорогам и переваливаются в Клайпеде. И перенаправить эти потоки в сторону латвийских портов не удалось.

Латвийские порты не могут перетянуть грузопотоки из Беларуси из-за высоких тарифов Латвийской железной дороги, считает глава "Балтийской ассоциации — транспорт и логистика" (BATL) Инга Антане. С 2018 года плата за пользование железнодорожной инфраструктурой, включая грузоперевозки, повысилась на 7%. По словам Антане, повышение тарифов делает Латвию абсолютно неконкурентоспособной в борьбе за транзитные грузы — хоть из России, хоть из Китая или Беларуси. Антане отметила, что в Литве плата за инфраструктуру вдвое ниже латвийской, что позволяет Клайпедскому порту не только сохранять прежнюю базу клиентов, но и привлекать новые грузы.

Так, 12 февраля Lietuvos gelezinkeliai (Литовские железные дороги) сообщили о подписании с белорусским производителем удобрений "Гродно Азот" договора о сотрудничестве на три года. Lietuvos gelezinkeliai гарантировали предприятию фиксированные условия, поэтому "Гродно Азот" намерен на 15–20% ежегодно увеличивать экспорт через Клайпедский порт.

В конце января группа по торговле удобрениями и зерном Imlitex Holdings сообщила о подписании долгосрочного договора с одной из крупнейших погрузочных компаний Клайпедского порта Bega. Ранее Imlitex Holdings экспортировала зерно преимущественно через Рижский порт, теперь часть этих грузов пойдет через Клайпеду.

В конце декабря 2017 года Литовские железные дороги заключили трехгодичный договор с одним из крупнейших экспортеров минеральных удобрений в Европе — литовской компанией Lifosa, находящейся в управлении российской компании "Еврохим". Ежегодно Lietuvos gelezinkeliai перевозят более 2,5 миллиона тонн продукции Lifosa.

В конце ноября компания Lietuvos gelezinkeliai подписала долгосрочный контракт с Белорусской нефтяной компанией с обязывающими объемами перевозок нефтепродуктов. На переговорах в ноябре стороны условились, что объемы погрузок через Клайпеду на 2018 год будут не меньше, чем в 2017 году.

Погрузки в Клайпеде растут

Грузооборот Клайпедского порта в первом квартале 2018 года вырос на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За три месяца в порту было перевалено 10,79 миллиона тонн грузов.

Беларусь торгуется с РФ и Латвией: кто даст больше скидку на транзит

Только в марте, по сравнению с тем же месяцем 2017 года, погрузки в порту выросли на 2,2% (75,4 тысячи тонн) — до 3,54 миллиона тонн, сообщила дирекция порта.

Общие показатели погрузок в этом году лучше в связи с ростом перевалки контейнеров и сыпучих удобрений.

В марте, по сравнению с тем же периодом прошлого года, погрузки генеральных грузов выросли на 12,1% — до 1,2 миллиона тонн, сыпучих грузов снизились на 4,1% — до 1,48 миллиона тонн, а жидких – выросли на 1,1%, до 852 тысяч тонн.