РИГА, 9 фев — Sputnik. Беларусь, несмотря на предоставление РЖД скидок на транспортировку нефтепродуктов до российских портов, пока предпочитает пользоваться латвийскими портами. Сниженный РЖД тариф лишь усилил позиции Минска: Беларусь теперь требует более выгодных условий экспорта и от Латвии, пишет "Коммерсант".
Перевалка белорусских нефтепродуктов в латвийских портах была одним из ключевых вопросов в рамках визита в Минск премьер-министра Латвии Мариса Кучинскиса, который также посетил белорусско-китайский индустриальный парк "Великий камень". Латвийский премьер в ходе визита заявил, что Рига заинтересована в увеличении транзита белорусских нефтепродуктов.
Baltkrievijas vizītes ietvaros apmeklējot transporta un loğistikas nozarei nozīmīgo Ķīnas-Baltkrievijas industriālo parku "Lielais akmens" pic.twitter.com/tANiHw61lp
— Maris Kucinskis (@MarisKucinskis) 8 февраля 2018 г.
В свою очередь министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей отметил, что Минск ведет переговоры и с прибалтийскими, и с российскими портами. Стране нужна "цепочка выгодных тарифов" — как железнодорожных, так и портовых, пояснил он. Макей добавил, что поставки пойдут через порты РФ, "если по ценам это будет приемлемо".
Подтвердил эту позицию и президент Александр Лукашенко — он сказал, что Беларусь готова отгружать грузы в Латвии, увеличивать грузопоток, если в этом будет выгода.
"Вам просто нужно избавиться, видимо, как и другим, от чувства, что мы уж слишком зависимы от нашей братской России и не способны делать какие-то шаги без оглядки. Вы заинтересованы с точки зрения экономики в отношениях с Беларусью. Мы к этому готовы. Мы готовы грузы отгружать у вас, увеличивать грузопоток и прочее, потому, что это вам выгодно. Точно так и нам выгодны отношения с Российской Федерацией с точки зрения экономики", — цитирует Лукашенко Sputnik Беларусь.
В августе 2017 года президент РФ Владимир Путин дал поручение проработать переключение экспорта белорусских нефтепродуктов в порты РФ. Минэнерго России в сентябре сообщило, что ведет работу над привлечением белорусских экспортеров нефтепродуктов в российские порты, в том числе за счет снижения тарифов на обслуживание в портах и грузовых тарифов РЖД. Тогда источник рассказал, что порты РФ готовы снижать тарифы на перевалку нефтепродуктов из Беларуси при условии гарантированных объемов.
В декабре вице-премьер Беларуси Владимир Семашко сообщал о заключении в ноябре с двумя дилерами из РФ договоров о поставках белорусских нефтепродуктов с транспортировкой через российские порты. По его словам, Республика Беларусь может направить в 2018 году на экспорт через порты РФ до 1 миллиона тонн нефтепродуктов, но должна быть экономическая целесообразность такого маршрута.
По данным "Infoline-Аналитики", Минск экспортировал более 12,5 миллиона тонн нефтепродуктов в прошлом году, в том числе почти 8,5 миллиона тонн — через Ригу, Вентспилс, Клайпеду и Таллин, около 4 миллионов тонн ушло по железной дороге (до 90% на Украину, менее 10% в Россию). Скидка РЖД нивелирует разницу в железнодорожных тарифах, но есть проблема большей дальности перевозки и более высоких тарифов на перевалку в Усть-Луге. Стивидоры Прибалтики гибче российских в тарифах, а ОАО "РЖД" и железные дороги Балтии "одинаково агрессивны" в скидках, отмечают аналитики.
Без сопоставимых условий перевалки заявленный 1 миллион тонн через Усть-Лугу не будет перевезен, считают в "Infoline-Аналитике".