Транзит

Усть-Луга может "откачать" белорусский дизель у Балтии через новую трубу

У российского порта Усть-Луга есть свободные мощности для перевалки нефтепродуктов, для привлечения поставщиков из Беларуси может быть построен новый нефетепродуктопровод
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 27 фев — Sputnik. Белорусские нефтепродукты могут пойти в российский порт Усть-Луга через новый нефтепродуктопровод, проект его строительства обсуждается с "Транснефтью", передает Прайм.

Гендиректор АО "Усть-Луга Ойл" Константин Хамлай заявил, что такую дизельную трубу можно построить для прокачки нефтепродуктов от белорусских НПЗ, однако есть и другие потенциальные поставщики. В Усть-Луге есть свободные возможности для перевалки 6-7 миллионов тонн нефтепродуктов дополнительно, отметил Хамлай.

В свою очередь, вице-президент "Транснефти" Сергей Андронов подтвердил, что эта тема обсуждается, однако подчеркнул, что с белорусских НПЗ в Усть-Лугу может направляться лишь 3,5-4,5 миллиона тонн дизельного топлива в год, а этого мало для окупаемости проекта. Такой объем эффективнее перевозить по железной дороге.

В Белоруссии рассказали, какие порты для ее транзита будут основными

При этом Хамлай отметил, что это лишь один из рассматриваемых вариантов увеличения перевалки светлых нефтепродуктов в Усть-Луге. "Другой вариант — это "ужать" темные нефтепродукты… в пользу светлых", — сказал он, подчеркнув, что для увеличения перевалки светлых нефтепродуктов необходимы жесткие гарантии поставок оговоренных объемов от производителей.

Нефтебаза Усть-Луга является конечной точкой "Балтийской трубопроводной системы — 2". В порту Усть-Луга производится отгрузка нефти и нефтепродуктов на экспорт.

Проектная мощность перевалки нефтепродуктов в порту составляет 30 миллионов тонн: 19 миллионов тонн темных нефтепродуктов и 11 миллионов тонн светлых. План прокачки нефтепродуктов на 2018 год составляет 27 миллионов тонн, как и в 2017 году.

В 2017 году при максимальной пропускной способности 36 миллионов тонн нефти здесь было отгружено 32,7 миллиона тонн нефти, предварительный план на 2018 год — 28,5 миллиона тонн. Причину снижения отгрузки нефти в порту "Транснефть" видит в переориентации экспортных потоков с западного на восточное направление — в Китай.

По информации "Транснефти", 43,7% всей отгруженной из Усть-Луги нефти в 2017 году было поставлено в Нидерланды. За ней идет Финляндия с долей 10,4%, на третьем месте — Германия с 8,87%.

РФ поставляет Беларуси до 24 миллионов тонн нефти, при этом, согласно договоренности, Минск имеет право из них "перетаможить" 6 миллионов тонн, а остальные 18 миллионов тонн направляются на переработку на НПЗ. На внутреннем рынке Республика Беларусь реализует 25-30% нефтепродуктов, остальные идут на экспорт, в том числе и в Россию (около 2%).

Беларусь торгуется с РФ и Латвией: кто даст больше скидку на транзит

В августе 2017 года президент РФ Владимир Путин дал поручение проработать переключение экспорта белорусских нефтепродуктов в порты РФ. Минэнерго России в сентябре сообщило, что ведет работу над привлечением белорусских экспортеров нефтепродуктов в российские порты, в том числе за счет снижения тарифов на обслуживание в портах и грузовых тарифов РЖД. Тогда источник рассказал, что порты РФ готовы снижать тарифы на перевалку нефтепродуктов из Беларуси при условии гарантированных объемов.

В декабре вице-премьер Республики Беларусь Владимир Семашко сообщал о заключении в ноябре с двумя дилерами из РФ договоров о поставках белорусских нефтепродуктов с транспортировкой через российские порты. По его словам, Беларусь может направить в 2018 году на экспорт через порты РФ до 1 миллиона тонн нефтепродуктов, но должна быть экономическая целесообразность такого .

По данным "Infoline-Аналитики", Минск экспортировал более 12,5 миллиона тонн нефтепродуктов в прошлом году, в том числе почти 8,5 миллиона тонн — через Ригу, Вентспилс, Клайпеду и Таллин, около 4 миллионов тонн ушло по железной дороге (до 90% на Украину, менее 10% в Россию). Скидка РЖД нивелирует разницу в железнодорожных тарифах, но есть проблема большей дальности перевозки и более высоких тарифов на перевалку в Усть-Луге. Стивидоры Прибалтики гибче российских в тарифах, а ОАО "РЖД" и железные дороги Балтии "одинаково агрессивны" в скидках, отмечают аналитики.