РИГА, 27 фев — Sputnik. У стран Центральной Европы есть объективные причины для того, чтобы относиться к европейскому проекту без восторга, пишет EUObserver.
Многих удивляет скептическое отношение к Евросоюзу в Центральной Европе. В конце концов, за последние два десятилетия в регионе наблюдался стабильный экономический рост, а обильно текущие деньги из Брюсселя помогли перестроить инфраструктуру.
Никогда прежде Центральная Европа, регион с трагичным и бурным прошлым, не была такой преуспевающей или влиятельной. Так откуда это недовольство? Почему Брюссель называют "новой Москвой"?
У этого есть три причины.
Рост популизма
Во-первых, Центральная Европа особо уязвима для популизма, а каждый уважающий себя европейский популист нападает на ЕС.
Экономический кризис привел к росту популизма, национализма и изоляционистских настроений даже в странах Западной Европы, которые накапливали богатство и развивали демократические институты столетиями. Их политические и социальные системы сложно разбалансировать.
Давайте также не забывать о том, что демократия и свободный рынок пришли в Центральную Европу только 25 лет назад. Общественное мнение видит конституции менее священными. У циничных политиков, которые отравляют сознание народа пустыми или безответственными обещаниями и атакуют свободу слова и независимость судебной системы, тут больше шансов на успех.
В этих странах меньше представителей среднего класса, которые предпочитают умеренную политику. И наконец, система социального обеспечения обычно менее склонна к тому, чтобы распределять доходы и предоставлять возможности беднякам.
Тридцать лет, чтобы догнать Германию
Во-вторых, шок от перехода от коммунизма к демократии оказался сильнее, чем кто-то мог бы предсказать. Центральноевропейские страны понесли урон на нескольких уровнях сразу: экономическом, политическом, социальном и даже культурном.
Объективная экономическая реальность хуже, чем политики в Центральной Европе хотели бы признавать. Чтобы достичь уровня Германии, полякам или венграм предстоит работать еще 30-40 лет.
Народ начинает терять терпение и ищет лидеров, которые предлагают срезать путь и "восстановить достоинство" — под этим они понимают свободу выбирать иные ролевые модели и стандарты, чем те, которые появились в процессе европеизации.
Более того, для людей с Востока психологически сложно быть вечными учениками Запада, особенно если, к примеру, ваше отношение к смертной казни не появилось органически в результате десятилетий процветания в демократическом окружении, а было навязано как условие вступления в ЕС.
Двойные стандарты
В-третьих, опасения по поводу двойных стандартов более чем обоснованны.
Голос Центральной Европы часто остается неуслышанным, этот регион плохо представлен в европейских институтах, таких как Европейская служба внешних связей. Штаб-квартиры организаций ЕС чаще всего расположены в Западной Европе.
Запад есть Запад, Восток есть Восток
Что все это значит для европейского единства? Готовится ли новое противостояние между Западом и Востоком?
В краткосрочной перспективе стоит ожидать дальнейших столкновений и испорченных отношений, особенно по поводу европейского бюджета или польских споров о верховенстве закона. В долгосрочной перспективе, однако, все вышеперечисленное приведет к примирению и гармонии.
Представьте, что вы въезжаете в уже обставленный дом. Вам выделили самую маленькую комнату, а хозяева оставляют вам какую-то еду на кухне (называя ее "структурными фондами") и ждут за это вечной благодарности. Можно понять, почему вы предпочтете жить в палатке на улице, даже если за окном дождь.