РИГА, 11 июл – Sputnik. По сравнению с прошлым годом популистские партии стали популярнее среди европейцев, показывает исследование Европейского центра политической информации.
Несмотря на то, что программа партий, которые принято называть популистскими, часто различается от страны к стране, исследователи видят в них и много общего: это противопоставление себя коррумпированной политической элите, нежелание соблюдать законы, требование прямой демократии, стремление к усилению государства – с помощью полиции и армии для правых партий или национализации банков для левых, — а также критика ЕС, иммиграции, глобализации, свободной торговли и НАТО, и обещание радикальных перемен.
Маловероятно, что этот тренд в ближайшее время изменится. На последних выборах в Нидерландах и Франции популисты получили больше голосов, чем прежде – 28,1% во Франции и 16,9% в Нидерландах. Несмотря на победу Эммануэля Макрона и Марка Рютте, кандидаты-популисты также добились впечатляющих результатов.
Что же до правых популистов, то их популярность только росла – от исторического минимума в 1% в 1982 году до исторического максимума в 12,3% в 2016 году. Самой большой популярностью они пользуются в Венгрии (65,2%), Польше (46,4%), Швейцарии (30,8%), Австрии (24%) и Дании (21,1%).
Также расцвет левых и правых популистов привел к закату центристов и привычных идеологий. В 1997 году 32,6% европейцев поддерживали консерваторов и христианских демократов, а 27,1% — социал-демократов. За либералов голосовали только 11,9%, а за "зеленых" – 2,2%. Спустя двадцать лет поддержка обеих центристских идеологий сократилась примерно на 4%, при том, что избирательная база либералов не изменилась, а "зеленые" завоевали еще один процент избирателей.
В июле 2017 года авторитарные партии входили в правительство девяти европейских стран: Венгрии, Польши, Греции, Норвегии, Финляндии, Латвии, Словакии и Швейцарии. Литовская партия "Порядок и справедливость" после последних парламентских выборов больше не является частью правительственной коалиции.
К сожалению, исследования этого и прошлого года не называют авторитарную популистскую партию, которая входит в правительство Латвии. Остается только гадать, кого же политологи имели в виду.