Должна ли Остапенко прыгать через костер в латышском народном костюме

Политолог Иварс Иябс считает, что сами латыши не хотят, чтобы русские становились латышами, хотя и желательно, чтобы представители других народов влились в латвийскую политическую нацию
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 6 фев — Sputnik. Чтобы справиться с повальной эмиграцией латышей, необходимо в первую очередь отказаться от мышления "мелодрамическими лозунгами", пишет политолог Иварс Иябс в журнале Rīgas Laiks

Очерк политолога начинается с эпиграфа из интервью бывшего министра обороны, академика Талавса Юндзиса, опубликованного в газете Neatkarīgā Rīta Avīze 15 декабря. Юндзис считает, что многие латыши оказываются перед выбором: или оставаться и жить на пособия, или уехать, поработать, получить опыт и погасить кредиты. Академик спрашивает, что лучше?

Иябс констатирует, что в то самое время, когда концепция латышскости как основы латвийского государства доминирует в латвийской политике, латыши массово эмигрируют за рубеж. За один день из страны уезжает сорок человек, по большей части латыши. Хотя в последние время число вернувшихся растет, большая часть эмигрантов уезжает из Латвии навсегда.

"Латыши, государствообразующая нация, постепенно покидают Латвию", — пишет Иябс.

Чтобы переломить эту ситуацию, Иябс предлагает отказаться от двух типов "мелодрамических лозунгов".

Латыши никого олатышить не хотят

Во-первых, это лозунг о "латышах разных национальностей". Политолог согласен, что в нормативном плане это было бы желательно. Однако для самих латышей понятие "латыш" всегда останется этническим, основанным на происхождении.

"Было бы, конечно, желательно, чтобы русские, украинцы и арабы интегрировались в латвийскую политическую нацию и демонстрировали какое-то минимальное уважение к латышскому языку и культуре, но никто с полной серьезностью не ожидает, что в бартском народном костюме будет прыгать через костер", — пишет Иябс.

За русские школы: последний и решительный бой

Политолог объясняет такой подход тем, что латыши, подобно другим малым европейским нациям, исторически были "слишком обеспокоены собственной ассимиляцией немцами или русскими, чтобы всерьез пытаться ассимилировать кого-то другого". Даже очень националистический Улманис, хотя изменял фамилии латышей на латышский манер, не ожидал, что евреи или немцы станут латышами.

"Даже планируемая школьная реформа — скорее попытка выдавить русский язык из государственного сектора, а не олатышить русскую молодежь," — считает Иябс.

С этой перспективы политолог считает правильным и последовательным решение Сейма на позволять гражданам других национальностей зарегистрироваться латышами.

"Если русские действительно захотели бы массово записаться латышами, для многих стражей латышскости это был бы неприятный сюрприз," — подчеркивает Иварс Иябс.

Отвечать за свое государство

Второй лозунг гласит, что повышение рождаемости решит проблему сокращения численности латышей в Латвии. Иябс считает, что для сохранения латышской культуры нужно, чтобы больше людей говорили по-латышски, а они скорее всего родятся в Латвии, а не где-то еще. Но если просто способствовать рождаемости в нынешних условиях, многие из этих детей уедут жить и работать за границу.

"Действительно ли самая главная задача Латвии — производить рабочую силу для других, более развитых государств? Может, можно использовать те же самые ресурсы, чтобы реализовывать интересы латышей как-то более разумно?" — спрашивает Иварс Иябс.

Латыши. Задача на умножение

Политолог предлагает настоящим защитникам латышских интересов не обманывать себя. К примеру, из-за плачевного состояния латвийской системы высшего образования значительная часть молодой латышской элиты уже живет за границей. А ведь это потенциальные ученые, врачи, художники и композиторы, которыми Латвия могла бы гордиться.

"Но теперь они, скорее всего, навсегда останутся в своих стэнфордах, гейдельбергах, йелях и оксфордах только потому, что латвийское государство систематически и последовательно издевалось над академической и научной сферой. Но как-то не слышно, чтобы наших стражей латышскости это хоть немного волновало — то, чтобы уже родившиеся латыши в своей Латвии могли чувствовать себя как в первом, а не в третьем мире," — пишет Иябс.

Политолог уверен, что, если бы кто-то из этих защитников латышскости хоть немного это понимал, проблему с нацменьшинствами можно было бы решить намного проще.

"Тогда все эти "лояльные" и "нелояльные" видели бы, что у власти действительно способны отвечать за свое государство, а не только блефовать и разжигать вражду, чтобы под ее прикрытием проворачивать простые, мелочные схемы", — заключает .