РИГА, 9 янв — Sputnik. Ситуация в мировой экономике благоприятствует росту макроэкономических показателей Латвии, однако в ряде отраслей, в частности транзитной, положение остается плачевным, заявил эксперт по вопросам макроэкономики банка SEB Дайнис Гашпуйтис в передаче "Жизнь сегодня" на LTV7.
Сейм в 2012 году утвердил национальный план развития на период с 2014 по 2020 год. Девизом плана является "экономический рывок", в приоритетах — развитие народного хозяйства, человеческих ресурсов и поддерживаемых территорий. Как заявила в декабре 2017 года министр финансов Латвии Дана Рейзниеце-Озола, в национальной экономике наступил период развития. По ее прогнозам, в ближайшие три года экономика будет расти ежегодно более чем на 3%.
Он отметил, что хороший рост в прошлом году показала промышленность, в основном из-за улучшения ситуации на экспортных рынках, есть прирост в торговле. Однако положение в целом ряде отраслей вызывает опасения. По словам Гашпуйтиса, неоднозначной остается ситуация в недвижимости, зафиксирован спад в банковском секторе, который работает с нерезидентами. Самое большое беспокойство вызывает транзитная сфера, отметил эксперт.
"Здесь перспективы неясные: непонятно, ожидать роста или будет спад. Безусловно, это отразится на жизни людей, занятых в транзитной сфере", — сказал Гашпуйтис.
Он указал, что развитие латвийского транзита в первую очередь тормозит российская политика перевода грузов в собственные порты.
Кроме того, на падение объема перевалки грузов влияет приверженность Европы альтернативным источникам энергии. В Европе стагнирует потребление угля, который остается одной из главных составляющих в структуре латвийского транзита.
"Европа движется в направлении "зеленой" энергии и работает над тем, как уменьшить потребление угля. Неясно, сможет ли Латвия удержать объемы (угольного транзита — ред.) в долгосрочной перспективе", — отметил Гашпуйтис.
По его мнению, вопрос развития латвийского транзита не стоит связывать с грузами из Китая.
"Если и будут какие-то потоки, они не смогут в ближайшее время компенсировать те объемы грузов, которые давала Россия", — подчеркнул эксперт.
Рассчитывать на улучшения в транзитной отрасли за счет Китая можно только в долгосрочной перспективе, а пока никакой ясности нет, добавил он.
"Новый шелковый путь" — концепция новой панъевразийской (а в перспективе — межконтинентальной) транспортной системы, которую Китай продвигает в сотрудничестве с Казахстаном, Россией и другими странами. Сейчас товары из Китая направляются морским транспортом, что дешевле, но груз при этом достигает Европы за 40-45 дней, в то время как на доставку поездом уходит 15 дней.