Еще 18 центов, и с карты сняли бы все: украинские мошенники активизировались в Латвии

CC BY 2.0 / Jorge Franganillo / SeguridadБанковская карта на клавиатуре
Банковская карта на клавиатуре - Sputnik Латвия, 1920, 09.02.2021
Подписаться
Денежные сложности населения в кризис привели к росту случаев фишинга; в случае обмана банки вряд ли вернут деньги клиенту

РИГА, 9 фев — Sputnik, Андрей Татарчук. Службы доставки товаров в Латвии Omniva и DPD отмечают рост случаев мошенничества с платежными счетами клиентов. Подобные преступления с использованием социальной инженерии достаточно сложны, сложны в расследованиях, а их организаторы могут находится за пределами Латвии.

Рижанка Виктория находится в декретном отпуске, но раньше работала в крупной международной компании услуг платежного сервиса. Она и сама была очень удивлена, как со своей компетенцией в сфере безопасности платежей она чуть не стала жертвой мошенников, судя по номеру, находящихся на территории Украины. История началась с того, что Виктория со своим мужем решили продать два кресла, которые им были не нужны.

Вежливая схема для Европы

"Мы выставили фото кресел, цену на сайте, и вскоре нашелся покупатель, представившийся как Александэр Рубенис. Мы переписывались в мессенджере социальной сети, и он предложил оплатить всю сумму - 120 евро - через службу экспресс-доставки Omniva, сразу же прислав как доказательство скриншот о транзакции на латышском языке. Конечно, сервис быстрой доставки товаров не принимает оплату, но я после недавнего рождения сына до сих пор нахожусь на стадии гормональной перестройки разума. Господин Рубенис выразил удивление, что я не получила деньги, и прислал адрес сайта Omniva, сделанного на латышском языке. Я уже отсканировала номер банковской карты и CVV код, послала на этот сайт свои персональные данные, указала сумму накоплений на счету, как требовалось. Сумму я указала в сотнях евро без 18 центов – только это помогло мне сохранить свои деньги", - говорит Виктория.

Интернет - мошенники - Sputnik Латвия, 1920, 28.01.2021
Новый вид мошенничества с картами в Латвии: первая жертва лишилась денег

Для обнуления карты от имени чересчур доверчивой молодой матери оставался всего один шаг, мошеннику требовалась точная сумма денег на карте – точнее, тех нескольких центов, которые не указала Виктория. Александэр Рубенис прислал ей телефонный номер, на который ей следовало позвонить и рассказать операционистке о том, что оплата не прошла. Только когда Виктория начала набирать этот номер, она обратила внимание, что он начинается с цифр +380 – это выход на международную телефонную линию и международный код Украины.

"При чем тут Украина? При чем тут почтовая служба Omniva и денежные платежи, это же не банк? Что за Александэр? Я поняла, что это мошенничество. И схема могла сработать, если бы я указала всю сумму на своей карте до центов после запятой. Сайт с чатом, ссылку на который я открыла, был, конечно, поддельным. Теперь я заблокировала все банковские карты, но вечером по почти точно такой же схеме, но уже со стороны оператора почтовых услуг DPD с фейковым профилем некоей Алины Стерветц на белорусском домене by, пытались снять деньги у моей родственницы", - рассказала Виктория.

Сумма, которую она могла потерять, составляет несколько сотен евро – деньги, заметные в бюджете молодой рижской семьи. Конечно, не все продавцы товаров на латвийских сайтах объявлений настолько рассеянны, как молодая мама. Но люди, слабо знакомые с безопасностью платежей или доверчивые пожилые жители, могут стать жертвами мошенников. В подобных случаях банки чаще всего умывают руки и не возвращают украденных денег, это относится к рискам и проблемам самих клиентов. Полиция также не может ничего сделать – неизвестно даже, где находится сейчас мошенник - в Киеве, Львове или за пределами Украины, например в Варшаве, или вообще пишет это все со смартфона, находясь в тюрьме. По адресам IP и номеру сотового телефона могут начать искать, например, террориста, но не мелкого жулика на доверии.

Зрада чи перемога?

История Виктории и ее семьи завершилась сравнительно хорошо в отличие от тысяч других похожих случаев. Денежные сложности населения сейчас, в кризис, привели к росту случаев фишинга. Как сообщают сервисы экспресс-доставки, их клиенты сообщали, что стали жертвами мошенников.

Работа на ноутбуке - Sputnik Латвия, 1920, 27.01.2021
Продаете что-то через интернет? DPD Latvija разоблачила новый способ мошенничества в Сети

"В настоящее время активно реализуются схемы, направленные на мошенническое получение данных платежных карт. В основном используются платформы частных объявлений. Для достижения своих целей мошенники проявляют интерес к покупке товара, а в качестве доказательства предоставляют подтверждение платежа якобы от Omniva и приглашение получить платеж на фейковом сайте с указанием данных своей карты. Учитывая, что был случай, когда к заказчику явились мошенники (без логотипа на машине, бейждиков и темной униформы компании) вместо поставщика услуг доставки, призываем обратить особое внимание и убедиться, кому вы доверяете свои посылки!" - сообщает сервис.

По данным украинских СМИ, за первую половину 2020 года только официально зарегистрировано 47,5 тысячи случаев мошенничества с платежными картами и банковскими счетами украинцев. Общий нанесенный ущерб составил 86,4 миллиона гривен. В НБУ связывают это с тем, что из-за карантина многие украинцы начали переходить на безналичный расчет: вырос спрос населения на покупки онлайн, дистанционное обслуживание и безналичные расчеты картами. А чем активнее на Украине используется безнал, тем больше фактов мошенничества, включая такие преступления за пределами страны, в Беларуси, России, Польше и странах Европейского союза, в которых существуют украинские диаспоры. Впрочем, подобные преступления не имеют национального оттенка, фишингом в Европе, конечно, занимаются не только украинцы.

Лента новостей
0