РИГА, 4 фев — Sputnik, Евгений Лешковский. Латвия как раз теперь отмечает 30-летие баррикадного движения (и настроения) в Риге, и очень многие честно недоумевают: неужели ради того, что сейчас творится в стране, тысячи людей искренне участвовали в противостоянии, без которого невозможно представить Атмоду ("пробуждение" нации) и шаг к независимости государства.
Сейчас, как никогда раньше, лидер латвийской Социалистической партии Альфред Рубикс убежден, что всю Европу от опасного либерализма и разваливающегося капитализма спасет не просто социализм, но – марксизм. Ведь неслучайно, чем выше волны экономических и политических кризисов, тем большими тиражами на Западе переиздают "Капитал" Маркса.
А сам Альфред Петрович занят тем, что пишет новую книгу – третью после "Отечество боль моя" и "Требую признать невиновным" (ставшей буквально настольной для многих журналистов Латвии).
В новом публицистическом произведении, которое, наверное, автор издаст на родине, он расскажет о многом. Например, о 1940-х, об отчиме, который, кстати, служил в Латышском легионе, а также о времени Атмоды и о тех обещаниях, которые его родина давала всем жителям, а потом благополучно о многом попросту забыла. Разумеется, вспомнит Альфред Петрович и о времени баррикад…
Прощай, демократия!
Альфред Петрович, отвечая на вопрос корреспондента Sputnik Латвия: "А такой ли, как сейчас, хотели видеть Латвию те, кто в 1991-м шел на баррикады?" - честно сказал: "Нет конечно, не такой!"
"Во-первых, все мечтали жить в свободной и действительно независимой стране с демократическими принципами и ценностями. А теперь Латвия все дальше уходит от основ демократии. Увы. Один из главных принципов демократии – это свобода слова. А то, что сейчас происходит у меня на родине, например, с журналистами, – это ненормально. Идут прямые гонения: мол, об этом вы говорить можете в одних СМИ, а об этом – не можете – в других изданиях. Столь жесткая цензура была, пожалуй, только в самые строгие советские годы. Кто помнит (или изучал) то время, сейчас рассказывает об этом в СМИ и серьезно рискует быть за это осужденным", – пояснил Рубикс.
Он считает, что в Латвии теперь все перевернулось с ног на голову и за это надо благодарить местных политиков. Но жители страны уже знают им цену. Совершенно неудивительно, что уже неоднократно на выборах побеждает бойкот – люди (более 60% населения) попросту не идут голосовать, поскольку не верят ни одной партии. И тогда возникает вопрос, отмечает Рубикс, а честно ли, что и страной, и столицей управляет абсолютное меньшинство из тех, за кого все же голосовали?
"О какой демократии мы тогда говорим? Прибавьте ко всему еще и то, что несколько сотен тысяч человек – неграждан - вообще лишены права голоса", - подчеркивает Рубикс.
Альфред Рубикс сейчас в центре внимания многих латвийских журналистов. Он по сей день является одним из самых авторитетных политиков Латвии, причем не из однодневок, заполонивших теперь и столичную думу, и парламент, и кабинет министров, и даже президентский замок. Альфред Петрович в свое время был авторитетной политической фигурой и в Европарламенте, ну а в "баррикадные" 1990-е годы он уже не просто руководил столицей, а был первым секретарем ЦК Компартии Латвии. И уже в независимой Латвии он по сфабрикованным обвинениям был осужден на 8 лет тюрьмы строгого режима с конфискацией имущества.
Рубикс честно провел за решеткой более шести лет и был выпущен на волю условно. И, находясь в заключении, к нему, опять же, все относились с нескрываемым уважением.
"Потому что я всегда был честным человеком и против совести не шел. Вот пример - в 1980-х мне предлагали вступать в "Народный фронт", но я отказался, поскольку была неприемлемой идея строить "латышскую Латвию". Я тогда прямо говорил тем, кто меня звал в этот фронт, - хотите строить такую Латвию – стройте, но почему вы, фронтовики, тогда, как к врагам, относитесь к представителям других национальностей? И теперь эти "строители" сами же запутались… Строили, строили "латышскую Латвию", и в итоге в ней сейчас главные должности – премьера и президента – занимают люди с двойным гражданством. У премьера Кариньша латвийское и американское гражданство, а у президента Левитса – латвийское и германское. И в случае чего, как они поступят, на чьей стороне будут, чьи интересы решат отстаивать? Ненормальная ситуация", - подчеркивает Рубикс.
Его также интересует, "случайно ли при таких людях отношения с Россией и Беларусью испорчены донельзя?"
"Эти политики совершенно не думают о Латвии, как ради ее блага наладить отношения с восточными соседями, но только подливают масло в огонь раздора, поддерживая тех же Навального и Тихановскую, добивая транзит с Востока и внутренний рынок, все более зависящий от западного импорта. Случайно ли это происходит – и кому это выгодно? Случайно ли Латвия позволяет со своей территории устраивать всякие выгодные тем же США провокации в адрес России и Беларуси? Конечно, восточные соседи реагируют адекватно, один шаг – отказались от транзита через Латвию, второй – до минимума снизили для Латвии доступ на свой огромный рынок", – констатирует политик.
Агрессивный принцип построения "латышской Латвии", согласитесь, очень далек от принципов мессианства, заложенных в основе СССР и марксистских теорий.
Марксизм - от Ирландии до Индии
"Именно поэтому ни я, ни тысячи других людей не стесняются говорить: "Я - советский человек!" Послушайте, например, интервью одного из умнейших российских режиссеров Карена Шахназарова, который не стесняясь говорит, что он – марксист и советский человек – носитель сверхидей, что ему это помогает и в обычной жизни, и в творчестве. Мы все – и он, и я, и вы – воспитывались чуть ли не с дошкольного возраста так, чтобы максимально широко смотреть на мир. А сейчас той же Европе, как и многим другим странам, не хватает сверхидей. До чего дошли современные люди? Они гордятся, что являются жесткими индивидуалистами. Вот поэтому страны ЕС и загибаются, и не понимают, как бороться с бесконечными экономическими кризисами, поскольку каждый сам за себя, в своем огороде грядки окучивает, не помогая, если это надо, соседу. Но подспудно не только Европа, но вообще мир тянется к марксистским и социалистическим идеям", - отмечает политик.
И я не могу не согласиться с ним, потому что убеждался в этом лично и неоднократно. Например, в столице Ирландской Республики очень любил проезжать на велосипеде по набережной, где на пальмах, растущих вдоль пляжа, были закреплены длинные растяжки с плакатами с социалистическими лозунгами (вроде рекламы и для популяризации идей гуманизма, способных улучшить климат в обществе).
Но еще более необычным было увидеть в столице Индии, в Дели, небольшой, но весьма приметный памятник Ленину. Ведь где родина Владимира Ильича, а где – Индия? Бюст Ленина был на невысоком постаменте в очень экзотичном окружении статуй индуистских божеств, а кругом на земле сидели индусы в национальных одеждах и о чем-то громко говорили – никак, идеи марксизма обсуждали.
Кстати, это вполне возможно. Альфред Петрович замечает на это: "Меня в прошлом приглашали в Индию, но как-то не довелось съездить. В Индии, между прочим, действуют две марксистские партии, которые вполне себе органичны в одной из самых духовных и религиозных стран мира".
Главным было – не допустить кровопролития!
Рубикс также рассказал, что превосходно помнит время 1990-х – все эти баррикады и становление независимости. В 1991 году его избрали первым секретарем ЦК Компартии Латвии. И он говорит, что главной своей задачей в то время видел – не допустить кровопролития в Риге, которого, впрочем, и не было.
"А все эти разговоры национально озабоченных о "танках из Москвы" – большая глупость, поскольку, во-первых, танки стояли у нас в Латвии, близ города Добеле, где была большая воинская часть. А во-вторых, случись что, все эти баррикады, они разнесли бы за минуты, ну, или спустились бы десантники с вертолетов прямо в центр Старого города и на крышу здания Совета министров. И они быстренько перестреляли бы всех баррикадников. Поэтому смысл баррикад был лишь в некоем душевном единении народа – и только… А мы в то время с представителями от городских властей планировали пройти колонной и возложить цветы к памятнику Ленину в центре Риги. Это должно было стать своего рода жестом, поднятым флагом, свидетельствующим о том, что не все с баррикадниками и за "латышскую Латвию". Но нас тогда начальник УВД Риги полковник Бурбо отговорил: небезопасно это, могут камнями и палками забить!" - вспоминает Рубикс.
Он отмечает, что не мог рисковать так собой, поскольку от него немало зависело. Как член Политбюро он должен был тогда регулярно созваниваться с Горбачевым, рассказывать о происходящем в республике, "пока все метались из стороны в сторону, как, например, люди из "мешков КГБ"".
"Ведь многие из них голосовали за выход Латвии из СССР. Так кто же они такие? Выгодно им было быть на стороне СССР – так стучали на одних, выгодно было быть среди активистов Атмоды – стучали на других. Это даже не коллаборационизм, а банальное предательство всех кругом. Однако, я убежден, знали бы люди до чего Латвия дойдет за время своей независимости, за те самые 30 лет, так многие голосовали бы иначе. Например, я говорю о несправедливости по отношению к пенсионерам: власти попросту решили не учитывать людям трудовой стаж – годы, которые они провели на строительстве разных объектов, поскольку исполнителями работ выступали организации СССР, скажем, при строительстве очистных сооружений в рижской Болдерае. Но это ведь – рядовые люди, которые в то время служили своему государству. Было бы другое государство, то выполняли бы заказы его организаций", – обращает внимание Рубикс.
Европа и Латвия - не общий дом
Он также вспоминает, что во время Атмоды было много обещаний, в том числе был лозунг "Латвия - наш общий дом! Все будем жить и работать на его благо!". Но откуда тогда взялись потом сотни тысяч неграждан, поднимает вопрос Рубикс. Ведь о таком социальном статусе людей почему-то никто не говорил ни в 1980-х, ни в начале 1990-х.
"А еще говорили, что Латвия будет широким мостом между Западом и Востоком. И где этот мост? Запад оставил от Латвии замочную скважину, чтобы через нее подглядывать на Восток, а еще шептать России всякие гадости. А собственно жизнь Латвии как государства не интересует ни НАТО, ни ЕС. Главное, чтобы страна взносы вовремя платила за членство в международных сообществах. Причем Европа постаралась сделать так, чтобы Латвия только платила, а получала из тех же фондов ЕС как можно меньше. Я, когда еще был евродепутатом, старался изменить ситуацию с софинансированием проектов, поскольку представителям от Латвии крайне сложно правильно составлять документы на получение денег из Европы под разные проекты. Думаете, Европа так случайно сделала?" - заметил политик.
Он подчеркнул, что в ЕС за прошедшие годы ничего не изменилось. "Как там было все несправедливо по отношению к маленьким и слабым странам вроде Латвии, так и осталось".
Рубикс также обратил внимание на то, что в Европе слишком мало настоящих лидеров партий, чтобы можно было успешно решать насущные вопросы, все только рассуждают о "либеральных ценностях", в то время как целые страны идут ко дну.
А почему так происходит? Рубикс считает, потому что забыты фундаментальные истины, описанные в трудах Маркса, и еще – в Европе теперь даже не задумываются о высоких идеях мессианства, на которых стоял СССР и благодаря которым советские люди во многом были сильнее своих западных соседей.
Рубикс говорит, что ему очень хочется посоветовать многим лидерам государств прочитать "Капитал" Маркса, тогда многое станет ясно, в том числе – и как вывести свою страну из экономического кризиса. И вовсе неслучайно теперь в ЕС идеи социализма и марксизма становятся все популярнее, убежден Альфред Петрович.
Не придумывайте то, чего не было
Рубикс также обращает внимание на то, что не было в советские годы все таким зубастым и страшным, как это малюют теперь в Латвии. И в качестве примера он приводит собственную историю.
"Пример из истории моей семьи. Мой отчим в 1943 году был фашистами мобилизован в легион "Ваффен СС". А после войны проходил фильтрационный лагерь где-то на Урале и затем уже вернулся в Латвию. Но при этом я, с такой-то биографией, стал первым секретарем ЦК Компартии Латвии. Да, отчим был легионером, однако я никогда не стану участвовать в шествиях 16 марта. Там и, собственно, легионеров-то не осталось, но идут молодые неонацисты. Парадокс в том, что даже в Германии такое шествие невозможно – теперь там ликвидируют организации неофашистов. А в Латвии запрещают митинги антифашистов, и на активистов антифашистских организаций заводят уголовные дела. Парадокс, но как можно прославлять тех, для кого главные идеи – человеконенавистнические, а не мира, социального братства и равноправия", - подводит печальный итог политик.